Анализ хозяйственной деятельности ОАО Нефтекамский автозавод 

4.9
50 страниц
ОАО «НефаЗ»
300 ₽
Купить оформленную работу
(в формате Microsoft Word)
Что такое оформленная работа?
Работа готова к сдаче — правильно оформлены текст, поля, графики, изображения и таблицы.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Общая характеристика предприятия

2 Рынок предприятия

3 Технико-организационный уровень предприятия

4 Организация обслуживания населения

5 Качество оказываемых услуг и сервисное обслуживание населения

5.1 Анализ потери из-за некачественного выполнения заказов

6 Расчет объема реализации и услуг

7 Использование основных фондов и производственных мощностей

7.1 Обеспеченность ресурсами

8 Организация труда и заработной платы

8.1 Формы и методы работы с персоналом

8.2 Применяемые системы оплаты труда

8.3 Социальная политика и основные показатели социальных программ

8.4 Соотношение темпов роста заработной платы и производительности труда

9 Состояние финансов предприятия

10 Маркетинг предприятия

11 Менеджмент

11.1 Практикуемые в организации стили руководства

11.2 Используемы методы оценки

трудового вклада и аттестация работников

Организация повышение квалификации персонала на предприятии и за его пределами

11.4 Способы повышение мотивированности персонала

12. Выводы и предложения

Введение

Управленческую практику я прошла на предприятии ОАО «НефаЗ», который располагается в РБ на территорий города Нефтекамска, по адресу улица Янаульская, 3.

По ходу прохождения практики я более подробно изучала рынок предприятия, технико-организационный уровень, организация обслуживания населения, качество оказываемых услуг населению, объем реализации услуг, использование основных фондов и производственных мощностей, организация труда, заработной платы и финансовое состояние предприятия, а так же маркетинг и менеджмент предприятия.

В своем отчете я более подродно раскрою работу предприятия ОАО «НефаЗ».

1 Общая характеристика ОАО «НефАЗ»

Открытое акционерное общество «Нефтекамский автозавод» является преемником Нефтекамского завода автосамосвалов, спутника крупнейшего в мире автогиганта Камского автозавода. День ввода Нефтекамского завода в эксплуатацию – 11 октября 1977 года – вошел в историю Республики Башкортостан как день рождения одной из отраслей промышленности – автомобильного машиностроения.

В 1978 году на заводе начался, плановый выпуск автосамосвалов сельскохозяйственного назначения КамАЗ-55102 с конвейера сходило около 40 тысяч машин в год. Позднее было налажено производство вахтовых автобусов высокой проходимости и цистерн для перевозки светлых нефтепродуктов.

Переход страны к рыночной экономике повлек за собой новые подходы и решения. Статус открытого акционерного общества (1993 г.) более всего соответствовал многоплановой деятельности предприятия и давал ему большую экономическую самостоятельность, а выбор оптимальных путей хозяйствования позволял функционировать стабильно.

Оснащенность технологических цехов современным оборудованием, внедрение прогрессивных технологий позволяет коллективу достичь стабильности и высокого качества производимой продукции.

Наряду с традиционными автосамосвалами и вахтовыми автобусами на всех видах грузовых шасси предприятие выпускает большегрузные самосвальные полуприцепы грузоподъемностью 16 и 30 тонн; полуприцепы для перевозки нефтепродуктов вместимостью 16, 20, 23, и 30 м3; уникальную по производительности и технологии обработки сельскохозяйственную технику – косилки ротационные, грабли - ворошилки и рулонные пресс-подборщики.

Одно из перспективных направлений производства – выпуск полуприцепов для перевозки различных народнохозяйственных грузов. Это бортовые тентованные полуприцепы длиной 10-14 метров грузоподъемностью 18-20 тонн, изотермические контейнеры с холодильно - обогревающей установкой; идет активное освоение полуприцепа длиной более 13 метров, соответствующего стандарту «ЕВРО».

2001 году на предприятии начал функционировать производство по выпуску автобусов на шасси ОАО «КамаЗ», различной модификаций. Директором которого является Гарипов З.А.

В настоящее время продукция предприятия поставляется в промышленные центры и регионы Российской Федерации, в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Задачи, которые сегодня ставит перед собой руководство предприятия – это удовлетворение самых высоких требований потребителей, сохранение рабочих мест и обеспечение социальной защиты коллектива в период экономических преобразований.

Открытое акционерное общество «Нефтекамский Автозавод», сокращенно ОАО «НефАЗ». Расположен в Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, Янаульское шоссе, 3.

Руководителями автозавода являются:

председатель совета директоров – Самаренкин Анатолий Константинович;

генеральный директор – Маликов Раиф Салихович,

главный бухгалтер – Исламов Мухатетгалий Мухаматнурович.

Основными видами деятельности ОАО «НефАЗ»:

Производство автомобилей на шасси «КАМАЗ»;

Производство пассажирских автобусов на шасси «КАМАЗ»;

Производство вахтовых автобусов на шасси «КАМАЗ»;

Производство полуприцепов цистерн и прицепов цистерн;

Производство сельскохозяйственной техники;

Производство товаров народного потребления.

2 Рынок предприятия

По данным сводного департамента промышленности и науки Минпромнауки РФ, экономическая ситуация в России улучшается. Рост промышленного производства за первое полугодие 2004 года составил около 6,5 процентов, а в целом за год предполагается около 4,5 процентов роста. Общее экономическое состояние которых оценивается как хорошее и удовлетворительное, увеличился с 80 процентов в январе до 84 процентов в июне.

В январе-июле 2004 года индекс промышленного производства по сравнению с январем-июлем 2003 года составил 105,4 процента, в июле 2004 года по сравнению с июлем прошлого года –104,5 процента. Если посмотреть на аналогичные показатели прошлых месяцев, то темпы роста промышленного производства также снижаются: за январь – май они составляли 105,9 %, а за первое полугодие в целом лишь 105,5 процента. В отрасли производства грузовых автомобилей наблюдается снижение выпуска. За первое полугодие нынешнего года их выпуск снизился на 11,1 %. В количественном выражении основную лепту в падение объемов производства внес Горьковский автозавод. За шесть месяцев там собрали примерно на 6000 автомобилей меньше, чем за аналогичный период 2000 года. Во многом это объясняется тем, что новые хозяева нижегородского завода из группы «Сибирский алюминий» пытаются оздоровить финансовое состояние предприятия и отказываются от широко распространенного бартера в пользу денежных расчетов с поставщиками и покупателями. На фоне падения выпуска малотоннажных автомобилей семейства «Соболь» и «Газель» довольно значительно, на 50,3 процента, увеличился выпуск среднетоннажников ГАЗ-3307, которые оснащаются бензиновыми двигателями Заволжского моторного завода.

По большим грузовикам ситуация неоднозначная. С одной стороны слабый рост цен на автомобили ЗИЛ, с другой – незначительное удешевление бортовых КАМАЗов. КАМАЗовские самосвалы и тягачи медленно, но растут в цене. Крупнейший белорусский производитель увеличил производство на 27 процентов. В общем объеме выпуска лидируют седельные тягачи (3000 шт.), затем - грузовики общего назначения (около 2400 шт.) и самосвалы (около 2200 шт.).

Выпуск автобусов также сократился. Наиболее значительно снизили производство ЗИЛ и КавЗ, соответственно на 63,7 и 50,3 процента. Зато выпуск больших городских автобусов, ежегодная потребность в которых для России оценивается в 7000 – 8000 шт., постепенно увеличивается. Главную лепту здесь внес подмосковный ЛиАЗ, нарастив выпуск с 350 до 700 автобусов ЛиАЗ-5266. Всего в 2001 году ЛиАЗ планирует собрать 1500 автобусов. Неплохо идут дела и на столичном Тушино-Авто, где собирают «Икарусы» – 360 против 170 в первом полугодии 2000 года. АО «Мичуринский автобус» почти вдвое увеличило выпуск – 220 шт. против 140 шт. Автобусный филиал МАЗа продолжает планомерно наращивать производство автобусов. Львиная доля приходится на большие городские автобусы. Здесь лидирует модель низкопольного автобуса МАЗ-103 (95 шт.), за ним следует МАЗ-104 (84 шт.). Туристических автобусов МАЗ-152 собрано 16 шт.

По автобусам малого класса уверенно лидирует ПАЗ, ныне принадлежащий группе «Сибирский алюминий». Общие объемы производства выросли на 39,2 процента. Основу выпуска составляет уже довольно старая модель ПАЗ-3205. Но помимо нее ПАЗ также освоил производство больших городских автобусов ПАЗ-5272, каких собрано уже около 40 шт.

Украинский ЛАЗ выпустил только 56 автобусов. Из них 36 приходится на модель-ветеран – ЛАЗ-695.

По прогнозам Минпромнауки, к 2006 году спрос на автомобили в России увеличится на 20-30 %, в связи с чем почти все отечественные производители объявили об увеличении выпуска продукции и изменении ассортиментной политики. Те же эксперты утверждают, что 2005 год станет решающим для автомобильных предприятий. Именно к этому сроку должны завершиться процессы глобализации мировой автомобильной промышленности, и выживут лишь те, кто сумеет построить свое производство по классической технологической цепочке: штамповка – сварка - окраска – сборка - испытание. Безусловно, значение будут иметь также качество, безопасность и соответствие требованиям евростандартов.

Основные тенденции сегодняшнего российского автомобильного рынка можно сформулировать следующим образом:

большинство автозаводов сменили свою сбытовую политику, отказавшись от считавшихся ещё недавно привычными бартерных и зачетных схем. Дилеры начали закупать машины за живые деньги;

отпускные цены продолжают опережать рост розничных цен на большинство массовых моделей автомобилей;

на популярные модели дилерские наценки составляют порядка 5-10 процентов. Более высокое процентное соотношение говорило бы о малой ликвидности рынка (низком спросе);

несколько снизился спрос на специализированные автомобили (самосвалы, фургоны, микроавтобусы и т.д.).

ОАО «НефАЗ», построенный как спутник Камского автогиганта, за годы своего существования вырос в крупное промышленное предприятие, специализирующееся на выпуске самосвалов, вахтовых (специальных) автобусов, топливоперевозчиков.

Многопрофильная номенклатура продукции, выпускаемая заводом, позволяет маневрировать в отношении выпуска той или иной группы изделий в случае, если спрос на какую-либо автотехнику снижается или растет.

Предприятие обладает уникальными технологическими линиями и огромным опытом производства. Исходя из этого, завод может выполнить все требования заказчиков, как в плане номенклатуры, так и в плане качества и цены.

3 Технико-организационный уровень предприятия

Ежегодно на автозаводе ведется покупка оргтехники, отделы и цеха обеспечиваются новым оборудованием. Идет постоянное обновление программ, которые упрощают работу делая ее более быстрой и качественной.

Помимо оргтехники, так же обеспечиваются цеха - новым оборудованием, станками и передвижной техникой.

Помимо оргтехнике, так же обеспечиваются цеха - новым оборудованием, станками и передвижной техникой.

Для повышение качество услуг, на предприятий внедряют новую технику, которая повышает производительность труда и сне6жает дефекты в выпускаемой продукции.

Например: на автозаводе внедрили новую лазерную установку для резки и гибки металла, а так же установку для резки бокового и потолочного пластика на автобусы. Так же в 22 цехе автобусного производства организованна конвейерная сварка автобусов модификаций VDL.

Для работников предприятия существует полный пакет социальных условий.

Ежемесячно не позднее 15 и 25 числа выплачивается работнику заработная плата;

Ежегодно предоставляется оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней.

Материальная помощь молодым семьям в приобретение жилой площади;

Выдаются безвозмездные субсидии в размере 200 – 600 тыс. рублей;

Работникам имеющие звания «Заслуженный работник завода» ежемесячно выплачивается материальная помощь в размере 3000 рублей;

Оказывается помощь работникам вышедшем на пенсию, а так же в размере 2000 рублей на оплату операций.

4 Организация обслуживание населения

Продукция выпускаемая на ОАО «НефаЗ» полностью удовлетворяет спрос потребителей. Наша продукция широко применяется во всех отраслях деятельности человека.

Это грузоперевозки, пассажирские перевозки, сельское хозяйство и т.д.

Для розничных потребителей существует магазин «Деловые отходы» где реализуют мелкую продукцию, которая не применялось в производстве. В ассортименте данного магазина присутствуют такие позиции как:

Автолин

Ковроли

Пластик

Клея

Фонари и многое другое.

Заказы поступающие на автозавод всегда выполняются в заранее обговоренные сроки. Возникают случай отказов от клиентов в редких случаях. Это бывает из – за конструкторской не доработки в проектирование технике, но во многих случаях вся это продукция приходит на завод дна доработку.

На предприятии в составе управление Управления службы качества (УСК) создан отдел гарантийного и сервисного обслуживания. Целью данного отдела является выявление и устранение недостатков продукций конструкторского и технического характера, тесная связь с покупателями и дилерами продукций завода, приводит к совершенствованию и улучшения выпускаемой продукций, что подтверждает разработанная отделом анкетирование покупателей продукций завода, (Приложение А). В различных регионов России созданы пункты технического и сервисного обслуживания техники выпускаемой заводам «НефаЗ», которые снабжаются запасными частями, и по необходимости специалисты завода выезжают на устранение обнаруженных дефектов.

5 Качество оказываемых услуг и сервисное обслуживание населения

Качество – основное направление деятельности ОАО «НефаЗ», оказывающие решение влияет на имидж предприятия, повышение конкурентоспособности продукций. Политика ОАО «НефаЗ» в области качество учитывает усилия руководство и всего коллектива стать предприятиям европейского класса, удовлетворить потребности и ожидание потребителей, обеспечить стабильность высокое качество.

Внутренними контролями качество на предприятия являются службы УСК (управление системой качества). Они следят за ходом сборки и выпуска продукций, изготавливаемой на предприятий.

Внешнем контролем качество являются аудиты и инспекционные проверки, которые выдают сертификат соответствия (Приложение Б). Сертификат дается на службу управление качеством.

5.1 Анализ потери из-за некачественного выполнения заказов

От потребителей нашей продукций приходит рекламационные акты – это документ оповещающий производителя об обнаружение брака покупателем в процессе эксплуатаций (Приложение В), который оформляют в протокол.

Решением экспортной комиссии рекламационный акт принимают к оплате или отклоняют. Если вдруг возник дефект в шасси, то продукцию переадресовывают на предприятия ОАО «КамаЗ», т.к. шасси приобретается на их нем предприятий. По принятым рекламационным актом делают анализ дефектов по корпусам автобусного производства, корпуса авто самосвалов и корпуса вахтовых автобусов и цистерн. Конечный итог анализа – это сравнение уровней дефективности процентов текущего и предыдущего года.



Гарантийный парк складывается из количество отгруженной техники за 18 месяцев.

Реализационная политика ОАО «НефаЗ» через достижение установленных целей в области качества на 2006 позволило снизить:

Уровень рекламаций с 0,85 % (в 2005 году)

с 0,82 % (в 2006 году);

Уровень дефектности поступивших на завод шасси

с 12,6 % (в 2005 году)

с 8,2 % (в 2006 году);

Уровень дефектности поставленной заводом в ОАО «КамаЗ» автотехникой

с 5,9 % (в 2005 году)

с 1,5 % (в 2006 году).

Для обеспечения выпуска качественной продукций реализуется разработанная на заводе программа «Качество – 2006»:

По управлению внешними поставщиками;

По внурикорпоративнным поставкам;

По внутрицеховым поставкам.

Дальнейшее совершенствование системы менеджмента качество в 2006 году предусматривает:

Проведение инспекционного контроля и оценки СМК ОАО «НефаЗ»

На соответствие ГОСТР ИСО 9001-2001Органом по сертификаций системы качества «САТР- Фонд» г. Москва;

Проведение инспекционного контроля СМК ОАО «НефаЗ» на соответствие международному стандарту ИСО 9001:2000 Ассоциацией по сертификаций «Русский Регистр» г. Санкт- Петербург;

Реализацию договора с консалтинговой фирмой по подготовки и внедрению СМК ОАО «НефаЗ» в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО/ТУ 16949:2002 (ГОСТ Р 51814.1 - 2004).

6 Расчет объема реализаций услуг

Для решения сбытовых задач на заводе созданы:

отдел продаж,

отдел сбыта,

отдел продаж автобусов,

маркетинга

внешних связей.

Указанные отделы непосредственно подчиняются директору по маркетингу и сбыту.

В состав отдела продаж входят:

бюро реализации;

бюро рекламы и выставок;

группы по работе с ТЭК.

В состав отдела продаж автобусов, маркетинга и внешних связей входят:

бюро маркетинга;

бюро продаж автобусов;

бюро внешних связей;

бюро продаж серийной техники;

В состав отдела сбыта входят.

бюро по работе с поставщиками шасси и продажам автотехники;

бюро оформления документации на отпуск продукции;

группа по оформлению документов строгой отчетности.

В рамках изучения и формирования спроса на товарную продукцию, выпускаемую заводом, отделами выполняются следующие виды работ:

подготовка отчета о реализации;

постоянный учет денежных поступлений;

подготовка справки по остаткам готовой продукции на складе завода; рассылка коммерческих предложений;

подготовка отчета о рыночных ценах;

подготовка прайс-листа на продукцию завода.

Подготовка отчета о реализации.

В целях оперативного учета отделом сбыта ежедневно готовится справка (сверенная с бухгалтерией завода) о реализации продукции завода с указанием суммы реализованной в текущем месяце продукции (нарастающим итогом) (Приложение Г), справка предоставляется директору по маркетингу и сбыту и в ПЭО, а также используется для подготовки аналитических материалов и в маркетинговых исследованиях, проводимых бюро маркетинга отдела продаж автобусов, маркетинга и внешних связей (далее по тексту бюро маркетинга). Данная справка готовится в соответствии с учетной политикой на предприятии - по "отгрузке", на основании счетов-фактур.

Учет денежных поступлений.

Учет денежных поступлений осуществляется отделом сбыта ежедневно, и заносится в компьютерную базу данных с указанием названия организации плательщика, суммы и даты поступления денежных средств на расчетный счет завода. Компьютерная распечатка поступления денежных средств (Приложение Д) подается ежедневно директору по маркетингу и сбыту.

Ежедневно отделом сбыта готовятся справки по остаткам готовой продукции на складе завода (Приложение Е Приложение Ж). Справки предназначены для оперативного управления отгрузкой, реализацией, и производством продукции завода и предоставляются начальникам ОП, ОС, ОПАМиВС, директору по маркетингу и сбыту, директору по продажам и поставкам. На основании данной справки еженедельно отдел продаж готовит справку для ОАО "ТФК КАМАЗ" по остаткам готовой автотехники на заводе (Приложение З).

В целях изучения и формирования спроса на продукцию завода, на основе данных маркетинговых исследований, ОП, ОС, ОПАМиВС осуществляется рассылка коммерческих предложений. Коммерческие предложения готовятся в произвольной форме в виде письма или телеграммы и рассылаются потенциальным покупателям по почте, телеграфу, электронной почте, факсу, и, кроме того, практикуются устные телефонные переговоры.

Обзор рынка.

Под обзором рынка понимается сбор, сведение в систему и анализ числовых показателей, касающихся рынка и продаж. Благодаря этому становится ясной ситуация со сбытовой деятельностью в прошлом и выявляются сложившиеся на рынке тенденции и проблемы. В качестве цели ставится разработка сбытовой политики на предстоящий период.

Бюро маркетинга готовит обзор и предоставляет начальникам ОП, ОС, ОПАМиВС, ПЭО, директору по маркетингу и сбыту, директору по продажам и поставкам. На основании данного обзора готовятся предложения по определению оптимальной цены на продукцию завода, также обзор используется при проведении анализа рыночных цен и проведении маркетинговых исследований.

Подготовка прайс – листа.

Прайс-лист на продукцию завода (Приложение И) готовится бюро маркетинга совместно с планово – экономическим отделом ежемесячно, с учетом анализа рыночных цен, расчетно - минимальных затрат и на основании протокола согласования цен на автотехнику и прицепную технику с ОАО "ТФК КАМАЗ". Прайс – лист подписывается зам. директора по маркетингу и внешним связям, согласовывается начальником планово – экономического отдела и утверждается генеральным директором.

Подготовка решения по скидкам.

В целях стимулирования спроса на продукцию завода и увеличения объемов реализации бюро маркетинга ежемесячно готовится "Решение по скидкам" (Приложение К). Решение по скидкам на продукцию завода готовится на основании анализа рыночных цен, анализа объемов продаж (спроса) и шкалы скидок, существующей на ОАО "ТФК КАМАЗ".

Важным инструментом в решении задач стоящих перед управлением сбыта является организация работы дилерской и агентской сети, т.к. дилеры и агенты связаны с заводом определенными обязательствами в рамках дилерского (агентского) соглашения. Выполнение условий дилерских и агентских соглашений обеспечивает отдел продаж.

Дилерское соглашение (Приложение Л) заключается с юридическими лицами, на основании анализа документов представленным кандидатом на завод согласно установленного перечня (Приложение М), сроком до 1 года.

Агентское соглашение заключается как с юридическими, так и с физическими лицами на срок до 1 года (Приложение Н). Вознаграждение по агентскому соглашению заложено в цене реализуемой заводом агенту продукции.

Ежемесячно отделом продаж подводятся итоги работы дилеров и готовится соответствующая справка (за месяц и нарастающим итогом) (Приложение О), которая предоставляется директору по маркетингу и сбыту. По истечении срока дилерского (агентского) соглашения руководством завода по итогам работы дилера (агента) принимается решение о продлении соглашения.

В свою очередь завод является дилером ОАО "КАМАЗ". Выполнение условий дилерского соглашения с ОАО "КАМАЗ" и подготовку дилерского отчета осуществляет отдел продаж.

Подготовка портфеля заказов, управление ассортиментом.

Ежемесячно, в срок до 20 числа, бюро маркетинга готовит и предоставляет в производственно – диспетчерский отдел завода план продаж (Приложение П). Справка готовится на основе наработок по реализации отделов дирекции по продажам и поставкам, а также заявок ОАО "КАМАЗ", ОМТС, ОСМ, ОВК, ОГК и др. служб завода.

Одна из задач, стоящих перед отделами дирекции маркетинга и сбыта (ОП, ОС и ОПАМиВС) - реализация продукции, производимой заводом.

Работа по реализации продукции завода состоит из следующих этапов:

поиск покупателей, ведение предварительных переговоров;

оформление контракта (договора);

оформление документов на отпуск оплаченной продукции, таможенное оформление.

Работа по поиску покупателя, состоит из следующих этапов:

Определяется круг потенциальных покупателей (регионы, отрасли, конкретные предприятия) на основе данных маркетинговых исследований.

Готовится коммерческое предложение в форме письма (телеграммы) которое содержит основные технические характеристики предлагаемой продукции, цену, сроки и условия оплаты и поставки.

Рассылка коммерческого предложения производится письмом, телеграммой, по сети "Internet", по факсу, а также путем устной передачи по телефону.

В случае положительной реакции какого-либо потенциального потребителя проводятся предварительные телефонные переговоры и обмен письмами (телеграммами) в которых уточняются основные моменты предстоящей сделки.

Оформление контракта (договора) проводится в соответствии с СТП 37.172.1.160.

Оформление документов на отпуск оплаченной продукции, таможенное оформление осуществляются в соответствии с СТП 37.172.1.035 и СТП 37.172.1.061.

Оформленный контракт (договор) регистрируется в журналах регистрации договоров (Приложение Р):

ОАО ТД "НефАЗ" – в отделе продаж;

7 Использование основных фондов и производственных мощностей

7.1 Обеспеченность ресурсами

В целях привлечения дополнительных денежных средств и целенаправленного использования финансовых ресурсов особое внимание руководство завода уделяет ускорению оборачиваемости запасов.

Для ускорения оборачиваемости запасов продолжается работа по направлениям:

Обеспечение жесткого нормирования запасов по подразделениям в разрезе видов материальных ресурсов;

Выявление залежалых ТМЦ, находящимися на складах без движения более 1 года пришедших в негодность или подлежащих реализации запасов при проведении ежеквартальных инвентаризаций (контроль осуществляет центральная инвентаризационная комиссия ОАО «НефАЗ»);

Утверждение для подразделений задания по реализации неликвидов и еженедельный контроль над выполнением;

Предварительный и последующий контроль со стороны юридической и экономических служб за проектами договоров;

Синхронизация поставок ТМЦ на производство.

Ежемесячный анализ объемов запасов и скорости их оборота, оценка деятельности ответственных работников.

Результатом этих мероприятий ускорение оборачиваемости запасов. На 01.09.2004 года длительность оборота запасов составляла 88 дней, а на 01.09.2005 г. – 83 дня.

Таблица №1- Состояние запасов (тыс. руб.)

В ОАО «НефАЗ» разработан и введен в действие стандарт предприятия СТП 37.172.1.067-2001 «СМК. Сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия. Выбор поставщиков». Для улучшения качества поставляемых материалов, снижения себестоимости выпускаемой продукции и урегулирования процесса закупок выбор поставщиков ведется с учетом следующих критериев:

стратегическое значение поставщика;

соответствие продукции установленным стандартам;

приоритетность закупок у заводов-изготовителей, минуя посредников;

приемлемость цены, условия оплаты, готовность к возмещению потерь от брака;

соблюдение договорных обязательств;

место размещения предприятия, транспортные условия.

При поступлении на завод ТМЦ, металлы и комплектующие изделия проходят входной контроль в соответствии с СТП 37.172.1.033-2001 «СМК. Входной контроль материалов и комплектующих изделий». В случаях возникновения спорных вопросов по применению того или иного материала составляются карты разрешения на использование ТМЦ с незначительными отклонениями.

Для обеспечения высокого качества материалов и комплектующих планируется стимулировать поставщиков, обеспечивающих соответственное качество продукции, путем закупки у них большего объема сырья, материалов на производственную программу, за счет уменьшения закупок у поставщиков, проявивших недобросовестность.

Таблица №2 - Поставка материалов для выполнения производственной программы из следующих регионов страны

Таблица №3 - Объёмы, поставщики и структура поставок материальных ресурсов

Объем металлоотходов и металлолома черных и цветных металлов, образующихся в ходе производства, за 2002 года составит 8 090 тонн согласно имеющейся нормативно-технической документации.

За 9 месяцев коммерческой службой завода реализовано 5 946,7 тонн металлолома и металлоотходов, в т.ч.:

отходы черного металла – 182,5 тонн;

лом черного металла – 5 700 тонн;

лом цветного металла – 64,2 тонн.

Образовавшиеся отходы используется в производстве: 85% отходов полиэтилена и полипропилена, 76 % отходов АСБ пластика, 61% отходов полиамида. Отработанный уголь и отходы пенопласта полностью вновь используются в ходе производства.

Населению для собственных нужд через заводской магазин «Отходы производства» реализуются строительные отходы: отходы фанеры и ДВПО, мебельные отходы и древесные опила.

ОАО "НефАЗ" – в отделе сбыта.

8 Организация труда и заработной платы

8.1 Формы и методы работы с персоналом на предприятии

Инструментом реализации кадровой политики на 2008-2012 годы является развитие Комплексной системы управления персоналом по следующим направлениям:

оценка профессионального и интеллектуального потенциала руководителей и специалистов с целью оптимального использования их деловых способностей (аттестация ИТР в 2009 г.);

приведение численности и профессионального состава персонала в точное соответствие с потребностями производства (оптимизация численности персонала);

подготовка резерва руководящих кадров, коммерческая специализация резерва среднего звена управления;

восполнение дефицита в высококвалифицированных рабочих кадрах и рабочих особо учитываемых профессий за счёт:

выпускников ПТУ и технического колледжа;

подготовки в УКК высококвалифицированных специалистов и рабочих;

отбор на рынке труда;

повышение квалификации (подготовка, переподготовка) персонала, продолжение работы по внедрению системы непрерывного обучения персонала;

планирование служебной карьеры управленческого персонала на основе рекомендаций ОАО «КАМАЗ»;

укрепление трудовой дисциплины;

решение социально-бытовых вопросов персонала, исходя из экономических возможностей;

работа с профсоюзом и другими общественными формированиями граждан.

Увеличение объемов производства и номенклатуры выпускаемой продукции дало возможность дополнительного укомплектования завода кадрами.

Общая численность работников на 25.03.2008г. составляет 12 112 человек, а промышленно-производственного персонала - 11 473 человек, в том числе:

руководителей и специалистов – 2 180 человек (19 процентов);

рабочих – 9 293 человек (81 процент).

(Для справки: из числа 22 800 человек, работающих в промышленности города Нефтекамска, 40 процентов заняты на нашем заводе).

Прирост численности с 2000 года составил более 7 000 человек.

При значительном увеличении выпуска продукции в 2008-2012 годах дефицит в высококвалифицированных рабочих кадрах будет возрастать.

Дефицит в рабочих кадрах планируется восполнить за счёт их подготовки в ПТУ, колледжах, техникумах, в УКК завода и за счёт приёма со стороны.

Дефицит некоторых категорий руководящих и инженерно-технических работников (менеджеры, специалисты по маркетингу, конструкторы, технологии) будет восполняться за счёт приёма наиболее грамотных выпускников ВУЗов, подготовки резерва на руководящие должности и, частично, за счёт вольного найма.

Средний возраст работающих на заводе 39 лет. Структуру персонала по возрасту можно наблюдать в ниже приведенном рисунке.



Важнейшим требованием к молодым и квалифицированным работникам – постоянно обновлять и расширять свой свои знания. В 2006 году 1500 работники завода будут вовлечены в разные системы обучения как на учебной базе ОАО «НефаЗ», так и иногородних учебных заведениях.

Таблица № 4 Повышение квалификации, подготовка и переподготовка персонала ОАО «НефАЗ» в 2004-2005 гг.

8.2 Социальная политика и основные показатели социальных программ

Социальная программа, разработанная и утвержденная руководством Общества, в числе наиболее важных задач предусматривает сохранение имеющихся и создание новых рабочих мест, обеспечение социальной защиты членов коллектива в период экономических преобразований.

На социальные гарантии и льготы работникам завода, предусмотренные Коллективным договором ОАО «НефАЗ», в 2003 году ожидается израсходовать 3,6 млн. рублей.

Работа по решению социально-бытовых проблем персонала осуществляется в следующих направлениях:

обеспечение медицинских, лечебно - профилактических услуг работникам;

организация отдыха и санаторно-курортного лечения работников и членов их семей;

решение жилищных вопросов;

организация общественного питания и розничной торговли;

реализация программы адресной социальной поддержки (пенсионеры, инвалиды, участники ВОВ).

В 1999-2001 гг. по итогам Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» коллектив акционерного общества удостаивается Почетной грамоты Правительства Российской Федерации «За достижения в организации социальной работы».

8.3 Применяемые системы оплаты труда

На предприятии труд работника оплачивается на основе трудового договора, систем и положений об оплате труда, утвержденных по согласованию с профсоюзным комитетом, и согласно тарифному соглашению. Тарифное соглашение вводится в пределах утвержденного Советом директоров бизнес – плана.

Предприятие определяет формы и системы оплаты труда всех лиц, работающих в них. Заработки каждого члена трудового коллектива обусловливаются его трудовым вкладом и размером той части полученного дохода, которая направляется на оплату труда. Формы оплаты труда отличаются большим разнообразием. Широко применяются повременная (простая повременная, повременно - премиальная), сдельная (индивидуальная, коллективная), аккордная оплата труда.

На предприятии существует стимулирующие материальные доплаты, надбавки к зарплате, на которые работник имеет право

при:

выполнение работ в условиях труда;

совмещение профессии и исполнения обязанностей временно отсутствующих работников;

работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени;

работе в ночное время;

работе в выходные и нерабочие, праздничные дни;

на:

премии и поощрительные выплаты (премия по итогам года, тринадцатая з/п);

ежегодные отпускные;

оплаты учебных отпусков (предоставляется работникам обучающихся в образовательных учреждениях).

На предприятии действует положение о вознаграждении работников за многолетнюю плодотворную работу, активное участие в общественной жизни коллектива и в связи с юбилейными датами.

За образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде и за другие достижения в работе применяются в следующем поощрении:

объявлением благодарности;

выдача денежных премий;

награждение ценными подарками;

награждение почетной грамотой завода, Почетной грамотой Республики Башкортостан;

присвоение в Книгу Почета и на Доску Почета;

присвоение почетных званий:

- « Заслуженный работник завода»;

- «Лучший рабочий» (по своей профессии);

- «Лучший начальник подразделения»;

- «Лучший мастер»;

- «Лучший конструктор»;

- «Лучший технолог»;

Поощрения объявляются в приказе или распоряжении, доводятся до сведения всего коллектива и заносятся в трудовую книжку работника.

За особые трудовые заслуги работника представляются в установленном порядке в вышестоящего органа к поощрению, к награждению орденами, медалями, почетными грамотами, нагрудными значками, значками и к присвоению почетных званий лучшего работника по данной профессии.

Ежегодно ко дню "машиностроителя" производится премирование отдельных работников достигших наилучших производственных показателей.

Кроме того, применяют поощрения через область социально-культурного и жилищно – бытового обслуживания (путевки в санаторий и дома отдыха, улучшений жилищных условий и.т.п.)

На предприятии разрабатываются на основании отраслевых типовых рекомендаций по моральному стимулированию рабочих, ИТР и служащих местные условия и положения по моральному стимулированию. Поощрения применяются администрацией совместно или по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия.

8.4 Соотношение темпов роста заработной платы и производительности труда

Таблица № 5 Динамика и структура фонда заработной оплаты труда и средней зарплаты в 2004-2005 гг.

Таблица № 6 Динамика средней зарплаты

1 работника в 2004-2005 гг. (руб.)

Таблица 7 Производительность труда

9 Состояние финансов предприятия

По состоянию на 20.10.05 введенные годовые производственные мощности на ОАО “НефАЗ” составляют:

40,0 тыс. автосамосвалов;

60, тыс. вахтовых автобусов;

8,0 тыс. автоцистерн.

В составе активной части основных фондов на балансе предприятия находится широкая гамма оборудования. Средний возраст оборудования завода составляет 18 лет. Оборудование основного производства, имеющее “нулевую” остаточную стоимость составляет 51 %. В первом полугодии 2002 года удалось существенно повысить коэффициент загрузки оборудования.

Завод располагает пластинчатыми механизированными конвейерами:

- конвейер по сборке автосамосвалов на шасси КамАЗ, пропускная способность до 40,0 тыс. шт. в год длина конвейера - метров;

- конвейер по сборке полуприцепов – цистерн и автоцистерн пропускная способность до 8,0 тыс. шт. в год, длина конвейера – 90 метров;

конвейер по сборке вахтовых автобусов на шасси Урал, КамАЗ, ГАЗ, пропускная способность до 6,0 тыс. шт. в год, длина – 84 метра.

Анализ финансового состояния начинается с общей оценки структуры средств хозяйствующего субъекта и источников их формирования, изменения ее на конец года в сравнении с началом по данным баланса.

Таблица № 8 Анализ динамики и структуры активов

Структура стоимости имущества дает общее представление о финансовом состоянии предприятия. Она показывает долю каждого элемента в активах и соотношение заемных и собственных средств, покрывающих их, в пассивах.

В структуре стоимости имущества отражается специфика деятельности предприятия. Из таблицы видно, на сколько увеличилось имущество предприятия +295375 тыс. руб. или на 24,5%. У предприятия произошло резкое изменение структуры стоимости имущества предприятия в сторону увеличения удельного веса в нем оборотных средств, но за счет роста дебиторской задолженности (100%) – это негативный момент. Положительным моментом следует отметить, что на конец года по сравнению с началом года увеличились денежные средства (133,1%).

Таблица № 9 Анализ динамики и структуры пассивов

Таким образом, из таблицы видно в структуре пассивов увеличиваются краткосрочные обязательства на конец года по сравнению с началом года на 324643 тыс.руб., за счет увеличения займов и кредитов на 91208 тыс.руб. или на 148,1%, кредиторская задолженность на 229200 тыс.руб. или на 43,1%. Недостатком в работе предприятия является увеличение задолженности по оплате труда на 2948 тыс.руб., увеличение задолженности поставщикам на 153484 тыс.руб. Положительным моментом является то, что уменьшилась задолженность перед государством, внебюджетными фондами на –28174 тыс.руб. и уменьшилась задолженность перед бюджетом –14347 тыс.руб.

Анализ имущественного положения предприятия можно провести также с помощью вертикального и горизонтального анализа.

Аналитический баланс сводит воедино и систематизирует те расчеты, которые обычно осуществляет аналитик при ознакомлении с балансом. Схемой аналитического баланса охвачено много важных показателей, характеризующих статику и динамику финансового состояния организации. Это баланс включает показатели как горизонтального так и вертикального анализа.

Вертикальный анализ показывает структуру средств экономического субъекта и их источников. Вертикальному анализу можно подвергать либо исходную отчетность, либо агрегированную отчетность. Непосредственно , например, из аналитического баланса – нетто можно получить ряд важных характеристик имущественного и финансового состояния организации.

Горизонтальный анализ дает характеристику изменений показателей отчетности за отчетный период или динамику их изменений за ряд отчетных периодов.

Анализируя сравнительный баланс, необходимо обратить внимание на изменение удельного веса величины собственного оборотного капитала в стоимости имущества, на соотношение темпов роста собственного и заемного капитала, а также на соотношение темпов роста дебиторской и кредиторской задолженности.

Вывод: как мы видим из таблицы за отчетный период имущество организации возросло на 295375 т.руб., или на 24,5 %, в том числе за счет увеличения объема основного капитала – на 62818 т.руб., или на на 21,3 % и прироста оборотного капитала – на 232537 т.руб., или на 78,7 %. Иначе говоря, за отчетный период в оборотные средства было вложено средств более чем в два раза больше, чем в основной капитал. При этом материальные оборотные средства увеличились на 111247 т.руб., а денежные средства и краткосрочные финансовые вложения увеличились на 4756 т.руб. Данные колонки 10 таблицы показывают, за счет каких средств и в какой мере изменилась стоимость имущества организации.

Пассивная часть баланса характеризуется уменьшением удельного веса собственных источников средств, причем их доля в общем объеме уменьшилась в течение года на 11,9 %. Структура заемных средств в течение года претерпела ряд изменений. Так, доля кредиторской задолженности поставщикам и др. увеличилась на 6, 6 %.

10 Маркетинг предприятия

Структуры организаций маркетинга на предприятие можно рассмотреть в схеме (Приложение С).

Рынок потребления продукции ОАО «НефАЗ» охватывает всю Россию и часть стран СНГ

Рис.1 Основные потребители и регионы сбыта товара

Основными потребителями продукции, основываясь на данных за период с 2002 года до середины 2005 года, являются: (по группам продукции)

Самосвалы

Вахтовые автобусы

Топливоперевозчики

Сельскохозяйственная техника

АВТОСАМОСВАЛЫ

Доли производства автосамосвалов класса КАМАЗ за 7 месяцев 2002 года



РУП «МАЗ», Белоруссия, г. Минск

Самосвалы Минского автозавода хорошо известны в странах СНГ и довольно широко распространены. «МАЗ» был и остается одним из самых серьезных конкурентов для ОАО «НефАЗ». У МАЗа развита дилерская сеть, охватывающая практически все регионы. Особой популярностью пользуются автомобили марки МАЗ-5551.

«УралАЗ», г. Миасс, Челябинская область

Полноприводные автомобили «Урал» создавались для нужд вооруженных сил и имеют многочисленных ценителей в гражданских отраслях. Славятся своей уникальной проходимостью, приспособленностью к безгаражному хранению.

Самосвал с задней разгрузкой Урал-55571, грузоподъемностью 10 тонн, высокой проходимости (6х6) применяется для отсыпки дорог, кустовых оснований нефтегазодобычи, при строительстве сооружений в условиях слаборазвитой дорожной сети.

Завод отличает высокое качество и надежность, активная работа с потребителем, сотрудничество с РАО «Газпром».

«КрАЗ», Украина, г. Кременчуг

Отличительные черты КрАЗа:

- высокая удельная мощность автомобиля;

- относительно высокая надежность;

- наличие тяжелого шасси и тяжелого самосвала.

Создает представительства по продаже своих грузовиков в странах СНГ и ведет активную рекламу своей продукции.

АМО «ЗИЛ», г. Москва

АМО «ЗИЛ» предлагает потребителю большую гамму самосвальной техники различной грузоподъемности.

При поддержке администрации г. Москвы ЗИЛ ориентируется на городские, развозные и коммунальные автомобили. При этом отменено налогообложение регистрации автомобиля ЗИЛ на территории Москвы и Московской области.

Самосвальные установки для автомобилей «ЗИЛ» производит «Мытищинский машиностроительный завод» г. Мытищи.

ПАССАЖИРСКИЕ АВТОБУСЫ

Доли производства больших и особо больших автобусов за 7 месяцев 2002 года



АО «ЛиАЗ», г. Ликино-Дулево.

Изготавливает крупными сериями автобусы большой вместимости, которые эксплуатируются во всех регионах России, а также поставляются в страны СНГ. Конвейерное производство основной модели ЛиАЗ-5256 рассчитано на выпуск 5000 автобусов в год. Данный автобус отвечает всем современным требованиям. ЛиАЗ - широко известная и распространенная марка автобуса, что делает его основным конкурентом.

ОАО «ПАЗ», г. Павлово-на-Оке, Нижегородская область.

Павловский завод имеет 70-летний опыт производства автобусов. Является одним из крупнейших предприятий в России по производству автобусов, мощности завода составляют 11 000 автобусов в год. Завод производит автобусы малого, среднего и большого класса.

ОАО «ГолАЗ», г. Голицино, Московская область.

Голицынский завод является относительно молодым заводом, но вместе с тем, он оборудован по последнему слову техники. На заводе выпускаются автобусы среднего и большого и особо большого класса. Автобусы комплектуются шасси, двигателем и другими узлами фирмы Mercedes. Завод предоставляет 15-летнюю гарантию на автобусы.

ОАО «Волжанин», г. Волжский, Волгоградская область.

Основной моделью, представляющей продукцию этого завода, является Волжанин-52702, который эксплуатируется на городских и Волжанин 52701 на пригородных маршрутах.

«МАЗ», Республика Беларусь, г. Минск.

Большие городские автобусы МАЗ-103, МАЗ-104 соответствуют европейским стандартам и приспособлены к местным условиям эксплуатации. Устанавливаются двигатели различных фирм: «Рено», «МАН», а также ярославский двигатель ЯМЗ-236.

«МАРЗ», г. Мичуринск, Тамбовская область.

Базовые модели: МАРЗ-52661 и МАРЗ-5266 городские автобусы большого класса вместимостью 88 и 111 пассажиров. Показательно, что МАРЗ не только самостоятельно выпускает несколько модификаций автобусов, но и организовал автосборочное производство своих машин в Красноярске.

Комплектация МАРЗов достаточно стандартна, двигатель ЯМЗ-236НЕ, коробка передач – ЯМЗ. Тем не менее, преуспели и сейчас осваивают производство еще одной модели автобуса, вместимостью 120 чел.

ВАХТОВЫЕ АВТОБУСЫ

Доли производства вахтовых автобусов за 7 месяцев 2002 года



УралАЗ», г. Миасс, Челябинская область.

Основные модели: Урал-32551 и Урал-3255. Проектная мощность – 1000 вахтовых автобусов в год. УралАЗ является нашим основным и серьезным конкурентом по выпуску вахтовых автобусов.

«Курганский автобусный завод», г. Курган

Основная модель: КАВЗ-4224. КАВЗ производит вахтовые автобусы в основном на шасси Урал. Выпущены образцы новых моделей на шасси ЗИЛ. Новая модель имеет обозначение КАВЗ-422990 с бензиновым двигателем и КАВЗ-422991 с дизельным двигателем.

Прицепная техника

Доли производства транспортных прицепов за 7 месяцев 2002 года



Сегодня на рынке прицепной автотехники работает около 50 предприятий с различными объемами производства. Наиболее крупные из них «СЗАП», «КЗАП», «НефАЗ», «УАП», «САРМАТ», «МТМ», «МАЗ» и другие.

Основными нашими конкурентами при этом являются «СЗАП» и «КЗАП», как наиболее близкие нам по номенклатуре, объемам и ценам.

«Автоприцеп КАМАЗ», г. Ставрополь. Занимается выпуском транспортных прицепов более 40 наименований.

Основные модели:

Прицеп СЗАП – 8357, г.п. 10 т.;

Прицеп-самосвал СЗАП – 8551, г.п. 7 т.;

Прицеп-самосвал СЗАП – 85431, г.п. 10 т.;

Полуприцеп СЗАП – 9327, г.п. 20 т., 12 м.

«Красноярский завод автомобильных прицепов», г. Сосновоборск, Красноярский край.

Занимается выпуском транспортных прицепов и полуприцепов, всего более 30 наименований.

Основные модели:

Прицеп-самосвал ГКБ – 8527, г.п. 7 т., в 2002 г. перевели производство на изготовление прицепа-самосвала 85241, г.п. 11 т.;

Полуприцеп 9385, г.п. 20,5 т., 10 м.;

Полуприцеп 938503, г.п. 20,5 т., 12 м.

«САРМАТ», Орский завод прицепной техники, Оренбургская область. Предприятие имеет очень большой номенклатурный перечень, около 70 наименований, в том числе и тракторные прицепы.

«УралАвтоПрицеп», Челябинский механический завод автомобильных прицепов.

Завод изготавливает широкую гамму прицепов, около 50 наименований. Одно из ведущих предприятий, производящих прицепную технику большой грузоподъемности до 80 т. для перевозки строительных машин и другой техники. Особой конкуренции не составляет, в виду производства двух аналогичных моделей, объемы продаж которых весьма не значительны (4 единицы за 6 месяцев).

«Могилевтрансмаш», г. Могилев и «МАЗ», г. Минск, Белоруссия.

Заводы-изготовители находятся за пределами РФ, но имеют большой

Прицепы и полуприцепы для перевозки нефтепродуктов

Доли производства прицепов и полуприцепов для перевозки нефтепродуктов за 7 месяцев 2002 года



Среди предприятий России - производителей прицепной автотехники можно выделить следующих основных производителей: ОАО «ГРАЗ» Пензенская обл.; ОАО «КАПРИ» г. Санкт-Петербург; ОАО «НефАЗ»; ОАО «»ЭРМЗ» Тверская обл.; ОАО «САРМАТ» Оренбургская обл.; ОАО «БЕЦЕМА» Московская обл.

По итогам 2001 г. ОАО «ГРАЗ» отгрузило порядка 40 единиц полуприцепной техники. Производство переведено на выпуск автоцистерн на шасси. ОАО «ГРАЗ» использует в производстве модели с сечением цистерны типа «чемодан», которое было выбрано не случайно: это снижает центр тяжести, следовательно, повышает устойчивость при движении техники. А применение плосковогнутых днищ исключило плоские гидроудары при разгоне и торможении.

ОАО «КАПРИ» изготавливает цистерны на импортной подвеске, вся запорная арматура производства Германии, наружное покрытие - акриловое.

ОАО «БЕЦЕМА» производит цистерны по голландской технологии, работает с покупателями по определенной схеме: получают заявку - определяют цену.

ОАО «САРМАТ» занимается выпуском топливоперевозчиков на базе прицепов и полуприцепов. Производственная мощность завода – до 20 единиц. Завод имеет возможность изготавливать цистерны на любом из производимых шасси, включая тракторные. Навесного оборудования не устанавливают.

ОАО «ЭРМЗ» производит цистерны для транспортировки нефтепродуктов (широкий номенклатурный ряд). Основными заводами-производителями прицепной техники для перевозки битума являются: ОАО «Кургандормаш» (г. Курган); ОАО «Дормаш» (г. Верхний Уфалей, Челябинская область); ОАО «Иркутский завод дорожных машин» (г. Иркутск); ОАО «Спецмаш» (г. Заречный Пензенской области); ОАО «ЭРМЗ» (г. Ржев Тверской области).

Стратегический подход ОАО «НефАЗ» к проблеме ценообразования зависит от взаимоотношений с ОАО «КАМАЗ» в части производства и реализации автотехники на шасси КАМАЗ, а также сложившейся конъюнктуры на рынке прицепной и полуприцепной техники и на рынке пассажирских автобусов.

Цены, сложившиеся на данный период времени на надстройки на шасси КАМАЗ (самосвальные установки, вахтовые салоны, корпуса цистерн) производства ОАО «НефАЗ», вполне конкурентоспособны и удовлетворяют и генерального заказчика - ОАО «КАМАЗ» и остальных потребителей. В 2003 году по данной группе продукции планируется проведение единой ценовой политики с ОАО «ТФК «КАМАЗ».

Цены на прицепную технику (бортовую и цистерны) производства ОАО «НефАЗ» сопоставимы с ценами заводов – основных производителей по аналогичной продукции. Стратегическая задача на 2003 год состоит в том, чтобы сохранить сложивший паритет цен на прицепную и полуприцепную технику.

Цены на пассажирские автобусы будут формироваться исходя из задачи внедрения на рынок этой техники в условиях жесткой конкуренции со стороны уже существующих производителей автобусов аналогичного класса («РусАвтоПром», «МАРЗ», «Волжанин»).

11 Менеджмент

Высшим органом управления ОАО «НЕФАЗ» является общее собрание акционеров.

Руководство текущей деятельностью и выполнением решений, принимаемых Общим собранием акционеров и Советом директоров ОАО «НЕФАЗ», осуществляется коллегиальным исполнительным органом – Правлением и единоличным исполнительным органом –Генеральным директором. Функции исполнительного единоличного органа осуществляет генеральный директор ОАО "НЕФАЗ" Маликов Раиф Салихович.

В течение 2000г. велась работа по размещению облигаций, конвертируемых в акции, начатая в соответствии с Указом Президента РБ № 232-УП от 19 апреля 1999 года «О мерах по финансовому оздоровлению ОАО «НефАЗ» и решениями собрания акционеров от 28 апреля 2000 года.

Согласно отчета Свердловского регионального отделения ФКЦБ России об итогах выпуска облигаций, зарегистрированного 12 июля 2000 года и отчета об итогах выпуска акций –6 октября 2000 года, было выпущено и размещено 1 383 223 обыкновенных акций. В результате уставный капитал на 01.01.2002 г составляет 5 907 571 рубль.

Таблица №10 - Наиболее крупные акционеры

ОАО "НЕФАЗ" на 2004 год

Из таблицы видно что наиболее крупным держателем акций ОАО НЕФАЗ является предприятие ОАО КАМАЗ находящееся в республике Татарстан, и то что оно может оказать влияние на предприятие ОАО НЕФАЗ, которое в свою очередь может влиять на ОАО КАМАЗ.

11.1 Практикуемые в организации стили руководства

На заводе применяется линейно – функциональная структура управления. Уровнями управления выступают:

инструкционный уровень (генеральный директор). Деятельность руководителя обусловлена целями и строениями развития предприятия.

управленческие уровень, объединяет руководителей определенного звена и их аппарата (менеджер).

производственно технически уровень, объединяющий руководителей низового звена, находящиеся не посредственно над рабочими (мастера участка).

Учет зрелости и готовности исполнителя

Подчиненный – это должностные лица, находящиеся в подчинений старших по должности.

11.2 Используемы методы оценки трудового вклада и аттестация работников

Оценка степени эффективности каждого работника – обязательный элемент системы контроля предприятия. На автозаводе оценка деятельности труда ведет к таким реакциям как:

повышение по службе;

направление на обучения, повышение квалификации;

поощрение;

наказание;

понижение по службе;

прекращение трудового договора.

Оценка на «НефаЗе» осуществляется с частотой – два раза в год, на данном предприятии используется балльная оценка труда, используют термин «аттестация работников».

Аттестация проходит следующим образом:

аттестационная комиссия назначает день и час аттестации;

в назначенный день руководитель аттестационный комиссии (в комиссию входят 6 – 7 человек), выдает бланки, где приводится перечень вопросов, на которые следует ответить (либо письменно, либо устно);

после проверки вопросов комиссия устанавливают соответствие занимаемой должности работником.

При аттестации работников на предприятии используются специально разработанные отделом обучения перечень вопросов.

11.3 Организация повышение квалификации персонала на предприятии и за его пределами

Организации необходимы различные методы повышения квалификации:

приобретение новых знаний, умений, навыков;

передача более эффективного опыта работы;

восполнение необходимых для выполнение профессиональных обязанностей на рабочем месте отсутствующих знаний, умений. навыков из-за пробелов в образовании.

Недостатки существуют в подготовке любого специалиста.

Для организации повышения квалификации отделу подготовки и переподготовки кадров необходимо выяснить отсутствующие знания. Для этого достаточно провести соответствующую аттестацию.

Те работники, которые не прошли проверку на проф. пригодность направляются на курсы повышения квалификации (Приложение Т), в отделе обучения, который расположен на предприятии.

Данным отделом разработаны определенные программы, которые позволяют переквалифицироваться обучаться передовым методам работы. При подготовке особое внимание уделяется непрерывному обучению молодых руководителей. В связи с освоением новых моделей выпускаемой продукции и освоение новых прогрессивных методов работы, предприятие направляет ведущих специалистов за рубеж, чаще всего в Голландию на завод автомобильного производства «VDL», где работников готовят по нескольким специальностям.

11.4 Способы повышение мотивированности персонала

Для того чтобы все задачи поставленные перед предприятием были достигнуты, не достаточно только набора квалификационных кадров. Необходимо так организовать труд для того чтоб каждый работник прилагал максимум усилий для выполнения поставленных задач, не зависимо от своих личных проблем. Главное значение для руководителей любого уровня – обеспечить исполнение работы, чтобы достичь поставленных целей. Основным способом, который используется для мотивации труда, для привлечения человека к активной деятельности, является вознаграждение. В связи с этим на автозаводе издаются приказы о размере доплаты основным рабочим.

А так же существуют статьи оплаты за сверхурочные работы, оплачивается от проработанного времени или выработки, а так же по желанию работника сверхурочная работа может компенсироваться дополнительным временем отдыха. Работа в выходные дни и праздники оплачивается в двойном размере.

Выводы и предложения

Выгодное географическое положение, в котором находится ОАО "НефАЗ" позволяет охватывать рынки Приволжского, Уральского и Сибирского округов, где практически отсутствует конкуренция со стороны других производителей. Однако увеличивающаяся разница между минимальными ценами продаж завода и конкурентов не позволяют расширять рынки сбыта в Южном, Северо-Западном и Центральном округах, а также существует угроза перетока дилеров ОАО "НефАЗ" на технику других заводов, поскольку есть возможность экономии на доставке при приобретении 3-х и более единиц. Для сохранения существующих объемов реализации превышение минимальной цены на продукцию производства ОАО «НеФАЗ», над другими производителями, должно быть не более 10 тыс. руб., вследствие чего необходим поиск резервов снижения прямых затрат. При несоблюдении этого условия возможен дальнейший спад объемов реализации с разделением доли предприятия между конкурентами.

Дальнейшая перспектива производства новых более модернизированных моделей техники в свете вступления России в ВТО, возможна лишь при условии проведения технологической подготовки производства, вариант, применяемый ОАО «НефАЗ» ранее, уже не пройдет по причине того, что изделие будет иметь высокую себестоимость и относительно низкое качество.

Для увеличения реализации новых моделей необходима широкая рекламная кампания включая публикации в средствах массовой информации, а также более активное участие в специализированных выставках.

Отчет по вашим требованиям на тему "Анализ хозяйственной деятельности ОАО Нефтекамский автозавод " можно заказать в компании «DiplomTime».

Показать ещё
Полная версия работы
Полностью оформленная работа
Высокая оригинальность
Проверена службой контроля Опрактике.ру
300 ₽
Купить полную версию
Какой отчёт по практике вам нужен?
Принимаю политику конфиденциальности
Отправить заявку
Заявка отправлена
Закажите уникальный отчёт по практике
Заказать отчёт