кафедра государственного права
отчет
о прохождение преддипломной практики
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
__________________________________________________________________
(курс, группа, отделение и специализация)
Руководитель практики от кафедры ______________________________________________
Руководитель по месту прохождения практики
__________________________________________________________________
(ФИО, должность, звание)
Срок прохождения практики____________________________________________________
Отчет преддипломной практике
Вводная часть
Министерство образования Республики Башкортостан (далее - Министерство) является республиканским органом исполнительной власти, проводящим государственную политику, осуществляющим в установленном порядке управление и координацию деятельности других республиканских органов исполнительной власти, муниципальных органов управления образованием в области дошкольного, общего и профессионального образования.
Министерство осуществляет свою деятельность под общим руководством Президента Республики Башкортостан и непосредственным руководством и контролем Правительства Республики Башкортостан.
В своей деятельности Министерство руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Республики Башкортостан, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Республики Башкортостан, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Башкортостан, а также Положением «О Министерстве образования Республики Башкортостан».
Министерство в своей деятельности взаимодействует с республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Республики Башкортостан, а также научными и другими организациями.
Министерство осуществляет сотрудничество в области образования с соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и других государств на основе договоров и соглашений.
Компетенция Министерства, взаимоотношения с федеральными органами управления образованием определяются действующим законодательством, а также соответствующими соглашениями (договорами) о делегировании полномочий в сфере начального, среднего, высшего профессионального и послевузовского образования.
Финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Министерство является юридическим лицом, имеет счета, открываемые в соответствии с законодательством, гербовую печать и бланк установленного образца, другие необходимые для осуществления деятельности печати, штампы и бланки.
Образование, реорганизация и ликвидация Министерства осуществляются Президентом Республики Башкортостан.
Местонахождение Министерства: г. Уфа.
I раздел
Министерство образования Республики Башкортостан возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Башкортостан по представлению Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан.
Министр осуществляет руководство Министерством на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций.
Министр имеет заместителей, в том числе одного первого, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Республики Башкортостан.
Основными задачами Министерства являются:
- обеспечение и развитие на территории Республики Башкортостан единого российского образовательного пространства с ориентацией на международные стандарты образования;
- реализация республиканских и федеральных программ развития образования в целях обеспечения взаимодействия образовательной системы с представителями экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных объединений, родителями и работодателями;
- совершенствование системы управления и координации научно-исследовательских работ в образовательных учреждениях и организациях системы образования;
- реализация государственной кадровой политики в области образования и научной деятельности в системе образования, обеспечение повышения социального статуса и профессионализма работников образования, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
- разработка и утверждение республиканских требований к содержанию образования, разработка новых образовательных технологий, развитие инновационных учебных заведений;
- разработка и реализация мероприятий по формированию у учащихся и студентов гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;
- организация предоставления среднего (полного) общего образования, начального, среднего и дополнительного профессионального образования, а также дополнительного образования детей в учреждениях республиканского значения;
- совершенствование системы профессиональной педагогической подготовки и переподготовки, а также повышения квалификации преподавателей, учителей, социальных педагогов, инженерно-педагогических кадров и других работников системы образования;
- информатизация в области образования;
- обеспечение прав граждан на получение среднего (полного) общего образования на родном языке (языках народов, компактно проживающих на территории Республики Башкортостан). Организация изучения башкирского языка как государственного в учреждениях среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования;
- оказание помощи и содействие образовательным учреждениям, иным юридическим, а также физическим лицам в организации обучения и воспитания детей башкирской национальности, проживающих за пределами республики, в рамках соглашений Республики Башкортостан с соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области образования;
- устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи и соответствующие образовательные учреждения; оказание помощи и содействия органам опеки и попечительства; организация работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии, с детьми и подростками с девиантным поведением;
- социально-правовая защита и охрана здоровья учащихся и студентов, обучающихся в образовательных учреждениях;
- формирование единой системы образовательной статистики, обеспечение и совершенствование системы оценки деятельности образовательных учреждений, мониторинга образования;
- совершенствование организационно-экономического механизма функционирования республиканской системы образования;
- обеспечение нормативного правового регулирования отношений в системе образования, аттестации педагогических кадров, организации педагогического труда, социальных гарантий работников образования в пределах своей компетенции;
- развитие международного сотрудничества в области образования.
Я проходил практику в юридическом секторе Министерства образования Республики Башкортостан.
Юридический сектор является структурным подразделением аппарата Министерства образования Республики Башкортостан и создан для правового обеспечения деятельности Министерства образования Республики Башкортостан. Сектор является в подчинении министра и соответствующего заместителя министра.
Основными функциями сектора являются:
Правовое обеспечение деятельности аппарата Министерства, что включает:
-подготовку либо участие в подготовке, включая правовую экспертизу, проектов законов Республики Башкортостан, а также указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан, постановлений и распоряжений Правительства Республики Башкортостан, других нормативных правовых актов, разрабатываемых Министерством;
-правовую экспертизу проектов приказов, инструкций, постановлений, распоряжений и других нормативных правовых актов Министерства;
-подготовку самостоятельно или совместно с другими подразделениями Министерства предложений об изменении или отмене (признании утратившими силу) приказов и других нормативных правовых актов Министерства;
- экспертизу проектов нормативных правовых актов и заключений, представляемых на подпись министру;
- представление в установленном порядке интересов Министерства в судах и других органах;
- систематизированный учет и хранение нормативных правовых актов;
- методическое руководство правовой работой территориальных органов управления образования и организаций, входящих в систему Министерства;
- подготовка для руководства Министерства справочных материалов по законодательству;
- редактирование проектов нормативных правовых актов;
- подготовку сборников нормативных правовых актов, методических материалов правового характера по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
- осуществление, по поручению министра, проверок обращения граждан по вопросам, входящим в компетенцию Сектора, подготовка по ним соответствующих предложений;
- работа с обращениями, письмами и жалобами граждан;
- по поручению министра участие в деятельности рабочих групп, коллегий, комиссий, создаваемых для решения вопросов деятельности Министерства;
- подготовку проектов приказов и писем Министерства по вопросам входящим в компетенцию Сектора;
- участие в организации работы по повышению квалификации сотрудников аппарата Министерства;
Юридический Сектор – самостоятельное структурное подразделение Министерства и возглавляется заведующим. Сектор состоит из 3 штатных единиц: заведующим сектором и 2 ведущих специалистов. Сектор подчиняется непосредственно министру и соответствующему заместителю министра.
II РАЗДЕЛ
В первые дни своей практики я знакомился с коллективом, с внутренним распорядком, с должностными инструкциями, с Положением о Министерстве образовании Республики Башкортостан, с Федеральным Законом «Об автономных учреждениях», с Федеральным Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Все эти знания мне очень пригодились при прохождении практики. Первая задача, которая была поставлена - мне нужно было собрать информацию о бюджетных образовательных учреждениях, находящихся в ведении муниципального района (городского округа) Республики Башкортостан, переведенные в автономные учреждения. Информация передавалась по факсу. Я систематизировал информацию, те районы, которые не предоставили данные, были повторно информированы. После получения всех данных я подсчитал, в автономию переведены: 133 дошкольных учреждения, т.е. детских садов, 31- учреждения дополнительного образования детей, 10- другие типы образовательных учреждений, 1 школа (экспериментальная), 1 учреждение дополнительного образования взрослых. Всего 176 учреждений по муниципальному району (городского округа) Республики Башкортостан. (Приложение) Эти данные были переданы Министру образования Республики Башкортостан.
Согласно Федеральному Закону № 215 от 24.07.2007г. «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, соц. защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также иных сферах. Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде. Какие документы нужно приготовить?
- Проект распоряжения с приложением имущества (движимое, недвижимое и особо ценное движимое имущество);
- Пояснительная записка о целесообразности изменения типа существующего государственного учреждения в автономное учреждение;
- Финансово-экономическое обоснование;
- Предложение о создании ГАОУ за подписью министра образования;
- После выхода распоряжения публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации»;
- Регистрация в налоговой инспекции;
Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В мои обязанности входило отвечать на письма, обращения, жалобы. Поступило обращение Исмагиловой З.Р. из Зианчуринского района по вопросу обеспечения учащихся общеобразовательных учреждений из многодетных малоимущих семей бесплатным питанием в дни посещения занятий. Сначала был подан запрос в «Республиканскую кадетскую школу-интернат» о предоставлении информации об обеспечении детей из многодетных и малоимущих семей. Для подготовки ответа я изучил Положение о порядке предоставления бесплатного питания учащимся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, государственных образовательных учреждений начального профессионального образования из многодетных семей, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14.06.2007 г. №162. На основании этих документов я подготовил ответ.
Рассмотрение жалобы Саитбаталовой Ф.А. из Бурзянского р-на об отчислении ее сына студента из ГОУ ВПО БГУ. Ознакомившись с типовым Положением об образовательном учреждении Высшего Профессионального Образования, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71 был дан ответ.
Во время практики я посетил несколько судебных разбирательств. В 2008 г. был пожар в общежитии Юматовского Аграрного техникума. Студентка этого техникума предъявила иск о возмещении материального и морального вреда. При предъявлении иска о возмещении вреда заявительнице необходимо доказать:
- факт пожара;
- утрату имущества;
- размер причиненного убытка;
- противоправные действия ответчика;
- причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причинением вреда.
Этой студентке уже выплатили 30 тыс. рублей, но она посчитала эту сумму недостаточной, т.к. во время пожара сгорели все ее вещи. На предварительном судебном заседании студентка предъявила акт о материальном ущербе, но Суд посчитал это ненадлежащим доказательством. Расходы документально не подтверждены, стоимость утраченного имущества не подтверждается чеками, квитанциями. На слушании дела, ознакомившись с доказательствами, выслушав свидетелей, суд вынес решение об отказе иска.
Родители другой студентки (погибшей во время пожара) подали иск о компенсации морального вреда. Решение по этому делу еще не вынесено.
Заключение
Производственная практика, которую я прошел в юридическом секторе Министерства образования Республики Башкортостан, дала мне очень много. Я познакомился с работой юридического сектора, с кругом вопросов, которые входят в их компетенцию. Принимал участие в подготовке (анализ, осуществление правовой экспертизы) проектов законов Республики Башкортостан, а также указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан, постановлений и распоряжений Правительства Республики Башкортостан, других нормативных правовых актов, разрабатываемых Министерством в сфере образования. Осуществлял работу с обращениями, письмами и жалобами граждан по вопросам в сфере образования. Посещал судебные разбирательства.
______________________________ Хуснитдинов А.Г.
Отчет по вашим требованиям на тему "Юр.деятельность министерства " можно заказать в компании «DiplomTime».