Содержание
Содержание
Введение
1. Общие сведения о волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуре
2. Работа, проводимая в волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуре
3. Надзор за исполнением законодательства наиболее крупными предприятиями-загрязнителями
4. Надзор за исполнением законодательства при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты и обеспечение населения питьевой водой.
5. Надзор за исполнением законодательства в области обращения с отходами
6. Надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха
7. Надзор за исполнением законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений
8. Надзор за исполнением законодательства при обустройстве сибиреязвенных скотомогильников - биотходы
9. Надзор за исполнением законодательства при утилизации плавсредств, вышедших из эксплуатации
10. Надзор за исполнением законодательства об охране лесных ресурсов
11. Реестр предприятий, заключивших договора на 2008 год
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Введение
Волгоград – один из крупнейших индустриальных центров России, в котором остро стоят проблемы обеспечения экологической безопасности. Высокая концентрация населения, производства и транспорта обусловила наличие комплекса экологических проблем. В сложившейся ситуации органы местного самоуправления стоят наиболее близко к решению вопросов обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения города в целом и непосредственно несут ответственность за управление и качество окружающей среды, и обеспечение экологической безопасности.
В соответствии со ст. 10 Федерального Закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления осуществляют управление в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными актами органов местного самоуправления.
Органом, осуществляющим в нашей стране высший прокурорский надзор за точным исполнением законов, включая и экологические законы, является прокуратура. Прокурорский надзор за исполнением названного законодательства, борьба с экологическими правонарушениями и их предупреждение средствами прокурорского надзора стали наиболее важными и приоритетными направлениями деятельности прокуратуры России в современных условиях. Данное обстоятельство вызвано обострением экологической обстановки во многих регионах страны, ухудшением среды обитания людей, в том числе и в результате ненадлежащего исполнения экологического законодательства. Человечество по существу вступило в полосу экологического кризиса, грозящего обернуться глобальной экологической катастрофой.
Оздоровление окружающей среды – задача без исключения государственных и негосударственных органов, должностных лиц, руководителей коммерческих организаций и граждан. Ее можно успешно решить только совместными, четко скоординированными усилиями органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, природоохранных и иных органов, общественных организаций, массовых движений и граждан, т.е. на основе комплексного подхода, если можно так выразиться – всем миром. Существенную роль в этом призвана сыграть прокуратура как законоохранный орган, призванный оберегать единую законность.
Оперативное, быстрое, бескомпромиссное реагирование прокуроров на поступающие сигналы о нарушениях экологического законодательства, кем бы они не были совершены, своевременное выявление, пресечение и устранение экологических правонарушений и их причин, обеспечение неотвратимости ответственности виновных лиц в сочетании с различными предупредительно-профилактическими мерами, несомненно, способствуют укреплению законности в природоохранной области и, следовательно, оздоровлению экологической среды.
Следует подчеркнуть, что деятельность прокуратуры в этой области весьма многогранна и специфична. Ее задачи, характер работы и компетенция прокуроров в сфере охраны окружающей среды существенно отличаются от задач, деятельности и компетенции других органов, включая и специально-уполномоченные органы, выполняющие функцию экологического контроля в соответствующих природных сферах.
Цель производственной практики - закрепить и углубить теоретические знания по курсам « Основы природопользования», полученные в процессе обучения на лекциях и практических занятиях, а также применить знания в процессе практики, способствовать приобретению практических навыков анализа работы и функционирования Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры.
Задачи производственной практики:
изучение организационной структуры Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры;
изучение характера надзорной деятельности;
изучение характера деятельности и обязанностей Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры.
1. Общие сведения о Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуре
Волгоградская область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины. На территории региона, составляющей 113,9 тыс. кв. км, проживает 2,7млн. человек.
По уровню развития область входит в десятку наиболее промышленно развитых регионов Российской Федерации. Промышленный комплекс представлен отраслями химической и нефтехимической, пищевой промышленности и машиностроения.
Исторически деятельность Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры в составе Волжской природоохранной прокуратуры началась в марте 1992 года, после упразднения прокуратуры Каспийского водного бассейна и переподчинения Нижневолжской водной прокуратуры.
Работникам этого структурного звена Волжской прокуратуры приходится нелегко — поднадзорный участок реки Волги имеет протяженность более 400 км — при штатной численности 9 оперативных сотрудников. Здесь же расположены такие индустриально развитые города, как Волгоград, Волжский, Камышин.
Только в областном центре - г. Волгограде в атмосферу выделяется более 80 наименований вредных веществ, в г. Волжском функционируют более 50 предприятий химии, нефтехимии, металлургии, энергетики, транспорта, являющихся крупнейшими загрязнителями окружающей среды.
За годы работы Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры и ее филиалами в городах Волжском и Камышине выявлены тысячи нарушений законов об охране природы, расследованы сотни экологических преступлений.
Работа прокуратуры особенно активизировалась в последние годы, после назначения на должность Волгоградского природоохранного прокурора Сосновщенко Геннадия Николаевича, на данный момент, исполняющий обязанности Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Сегизеков Валерий Лазаревич.
Волгоградская природоохранная прокуратура: на страже законности и правопорядка
В течение всех лет деятельности Волгоградской природоохранной прокуратурой ведется постоянный поиск, совершенствование и освоение различных направлений надзорной деятельности.
Борьба за дело охраны природы - дело не из легких, из-за большого сосредоточения промышленности области не раз грозили экологические катастрофы.
На контроле у прокуратуры находятся такие гиганты промышленности федерального значения и одновременно крупнейшие предприятия-загрязнители, как ОАО «Волжский каучук», ОАО «Волгоградский завод буровой техники», ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка», ОАО «Волгоградский тракторный завод», ОАО «Химпром», ОАО «Волгоградский алюминий».
По инициативе природоохранной прокуратуры экологически вредные производства этих предприятий неоднократно останавливались, в результате чего произошло значительное сокращение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
В ходе работы сотрудникам прокуратуры пришлось сталкиваться и с трагическими последствиями экологических правонарушений. В 1999 году на заводе Электронно-вычислительной техники г. Волжского произошло страшное ЧП - утечка хлора, которая могла привести к человеческим жертвам: 5 бесхозных баллонов хранились на территории завода уже несколько лет, пока некто не заинтересовался вентилями из цветного металла, которыми снабжены емкости. В одном из баллонов был кислород, в остальных - 320 литров газообразного хлора, когда-то использовавшегося для хлорирования воды. Сбивая вентили, вор разгерметизировал два из них. В воздух рванулась струя хлора.
В течение трех часов спасательные службы и оперативные сотрудники природоохранной прокуратуры боролись с парами хлора. Допусти они малейшее промедление или оплошность, могли пострадать люди - ведь хлор чрезвычайно ядовит! Совместными усилиями катастрофу удалось предотвратить.
В сентябре 1997 года на территории волжского научно-производственного предприятия «КФ» из-за повреждения на трубопроводе была разлита щелочь. Рабочие просто смыли ее в ливневую канализацию. Оттуда эта вода без очистки попала в пруд-накопитель, предназначенный для орошения полей... Предельно-допустимая концентрация сточных вод оказалась превышенной в 33 раза по химическим показателям! После вмешательства прокуратуры ситуация была нормализована.
За годы работы природоохранной прокуратурой приняты меры по наведению порядка практически во всех сферах природоохранной деятельности.
Так, в ходе проведенной в 1996 году проверки исполнения законодательства об охране источников питьевого водоснабжения волгоградцев и жителей области выявлены серьезные факты. На водозаборе «Каустик» в воде были найдены примеси нефтепродуктов. А ведь объект снабжает питьевой водой лечебный профилакторий, стройкомплекс и многие другие объекты! Усилиями прокуратуры нарушения устранены.
Вмешательство Волгоградской природоохранной прокуратуры поставило крест на существовании заброшенного склада ядохимикатов, представляющего собой разрушенную и частично сгоревшую землянку трехметровой глубины на территории хозяйственного двора АО «Лебяжья поляна» Среднеахтубинского района. Содержимое перемешалось и превратилось в двухтонную гремучую смесь дуста, фенозина, ридеона, хлорокиси меди и медного купороса. Химический коктейль отравлял почву, воздух, грунтовые воды. Кроме того, за загрязнение окружающей среды нарушитель был наказан на сумму более 18 тысяч рублей.
Словом, весьма показательные дела...
Не следует забывать, что бич Нижней Волги - это браконьерство; в среднем, 90% расследуемых прокуратурой уголовных дел - так называемые «рыбные» дела. Надзор за исполнением законодательства об охране рыбных запасов - приоритетный в деятельности Волгоградской природоохранной прокуратуры.
Наиболее «популярные» места незаконной добычи – приплотинная зона Волжской ГЭС, кстати, полностью запретная для всякого рыболовства в течение круглого года, и водоемы Ленинской поймы. Основной вылов рыбы, как подтверждают рейды, приходится на нерестовый период, то есть, апрель-июль. Преимущественно дела возбуждаются именно в период нереста. Браконьеры незаконно отлавливают, в основном, частиковые породы рыб.
Одним из запоминающихся дел минувшего года стал уникальный улов контрабандной рыбы осетровых пород, обнаруженный сотрудниками УБОП при УВД Волгоградской области на зеленом рынке города. Четыре жителя Калмыкии пытались сбыть более двух тысяч килограммов рыбы. Документов, подтверждающих законность вылова или приобретения товара, у торговцев не было.
Не менее удручает ситуация с отравленной рыбой, которая попадает непосредственно на столы горожан. На территории Волжского химкомплекса расположен Большой Лиман, куда стекают химически загрязненные стоки всех предприятий, входящих в его состав. Как ни странно, это крупнейший пруд-накопитель изобилует рыбой. Карась с легкостью попадает на удочку десятка самостийных бригад, занимающихся прямо-таки промышленным ловом рыбы. Следователями природоохранной прокуратуры были зафиксированы уловы сетями, когда за три - четыре часа добывалось более ста килограммов рыбы.
В последнее время в прокуратуре стало традицией проведение ежегодных проверок территориальных организаций бассейнового управления «Нижневолжрыбвод». Следователи прокуратуры выезжают во все районные инспекции рыбоохраны (всего 8), проводят совещания и семинары с целью выработки стратегии выявления нарушений рыбоохранного законодательства.
Во многом благодаря руководству межрайпрокуратуры за последние три года природоохранной прокуратуре многого удалось достичь в плане укрепления и расширения координационных связей с правоохранительными и контролирующими органами, с органами власти и местного самоуправления.
По инициативе Волгоградской природоохранной прокуратуры разработан и утвержден план мероприятий по оказанию содействия органам рыбоохраны по борьбе с браконьерством и обеспечением законности рыбных запасов; разработаны и утверждены «Совместные указания о порядке передачи материалов о нарушениях законодательства об охране животного мира, содержащих признаки уголовно-наказуемых деяний, в территориальные органы внутренних дел и природоохранную прокуратуру» при содействии работников Волгоградского управления охотничьего хозяйства. Аналогичные «Указания» разработаны также совместно с руководителями иных природоохранных контролирующих органов.
Результаты координационной деятельности прокуратуры налицо.
За сухими цифрами и фактами - ежедневная и кропотливая работа прокурора, его помощников, следователей. Работники Волгоградской природоохранной прокуратуры на своем посту стойко стоят на страже законности и экологического правопорядка Волгоградской области.
2. Работа, проводимая в Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуре
Сущность прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства.
Прокуроры осуществляют надзор за исполнением всего российского законодательства. Поскольку экологическое законодательство является составной частью этого законодательства, оно не может быть исключено из сферы прокурорского надзора. Надзор за исполнением экологического законодательства является одним из важнейших направлений в деятельности прокуратуры.
Содержание прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства может быть раскрыто путем рассмотрения характерных признаков, присущих прокуратуре и осуществляемой ею деятельности, а именно:
- надзор осуществляется ею от имени государства в лице его высших органов власти, которым через Генерального прокурора РФ подчинены органы прокуратуры;
- органы прокуратуры действуют на всей территории России и Вооруженных Силах Российской Федерации, обеспечивая единое понимание и единообразное применение законов;
- прокурорский надзор за исполнением законов распространяется на органы представительной и исполнительной власти, начиная с республиканского, областного и им равного уровня, все министерства, ведомства, предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и подведомственности, в том числе и на те, которые осуществляют надзорные и контрольные функции, воинские части, а также на должностных лиц;
- прокуроры, реализуя свои надзорные полномочия, оценивают деятельность органов и должностных лиц и принимаемые ими решения только с позиции соответствия закону;
- прокуроры осуществляют надзор в пределах своей компетенции, независимо от других органов и должностных лиц;
- прокуроры действуют гласно, но в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной охраняемой государством тайны;
- органы прокуратуры наделены наиболее широкими правами по выявлению нарушений законов и реагированию на выявленные нарушения, вплоть до возбуждения уголовного преследования в отношении лиц, совершивших преступления.
Предмет прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства.
Исполнение экологического законодательства, как и всего российского законодательства, осуществляется в двух формах: а) применения, т.е. издания правовых актов и совершения многих других юридически значимых действий преимущественно должностными лицами, руководителями коммерческих организаций (активная форма); б) соблюдения, т.е. осуществления правомерного, в строгом соответствии с законами поведения всеми категориями должностных лиц, руководителей коммерческих организаций и граждан, и воздержание их от совершения действий, запрещенных правом (пассивная форма). Однако, заключая разного рода договора, совершая другие юридически значимые действия, граждане тем самым также исполняют законы в форме применения.
Практика работы прокуратуры свидетельствует, что экологическое законодательства наиболее часто нарушается в процессе его применения. В данном случае экологическое правонарушение совершается в форме действия. Поэтому, в первую очередь, эта форма исполнения законодательства находится в поле зрения прокуроров. Понятно, что действие может принимать крайнюю форму в виде, например, умышленно совершаемых противоправных деяний как-то: самовольный порубки деревьев, браконьерства, залпового выброса или сброса токсичных веществ в окружающую природную среду (прямой умысел).
Коль скоро правонарушение совершено, хотя в результате бездействия, имеются основания для вмешательства прокурора. Дело в том, что основанием вмешательства прокурора являются любые данные, сведения (сигналы), свидетельствующие о нарушениях экологического и иного законодательства. Иными словами, прокурор начинает применять свои полномочия при получении сведений о любых отклонениях от требований действующих законов в целях восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц и государства в том числе, т.е. возвращения сторон в первоначальное положение, предшествующее нарушению.
Итак, предмет прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства является: выявление нарушений названного законодательства, их пресечение и устранение, восстановление нарушенной законности, привлечение правонарушителей к ответственности и принятие мер по недопущению подобных правонарушений в будущем. Конечный результат может быть выражен в укреплении законности, чаще в виде уменьшения подобных правонарушений.
Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением экологического законодательства.
Для успешного выполнения прокурорами возложенной на них функции по осуществлению надзора за исполнением экологического законодательства им предоставлены необходимые полномочия. Эти полномочия подразделяются на три группы: - полномочия, направленные на выявление нарушений законов и установление обстоятельств, способствующих этим нарушениям; - полномочия, направленные на устранение нарушений законов и способствующих им обстоятельств; - полномочия, направленные на привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушения законов.
Первая группа полномочий включает право прокурора:
- по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений, организаций и других органов, вне зависимости от форм собственности и подведомственности;
- иметь доступ к документам и материалам этих предприятий, учреждений, организаций и других органов;
- проверять исполнение законов в связи с имеющимися сведениями о их нарушении;
- требовать от руководителей предприятий, учреждений, организаций и других должностных лиц, руководителей коммерческих организаций: а) предоставлений необходимых документов, материалов, статистических и других сведений; б) проведения проверок, расследований, ревизий деятельности подконтрольных и подведомственных предприятий, учреждений, организаций, структурных подразделений и подчиненных им должностных лиц; в) выделения специалистов для выяснения возникающих у прокурора вопросов; г) проведения проверок в связи с поступившими в прокуратуру материалами, обращениями граждан и другими сведениями. Прокурор вправе также потребовать проведения ведомственных и вневедомственных экспертиз, в том числе экологических. Ему предоставлено право вызывать должностных лиц и граждан в прокуратуру или иное место своего нахождения для истребования устных или письменных объяснений по поводу нарушения закона.
В целях устранения нарушений законов прокурор вправе:
- опротестовать противоречащие законам правовые акты;
- вносить представления об устранении нарушений законов;
- освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию или аресту несудебными органами (вторая группа полномочий). Прокуроры могут, кроме того, направлять информации в органы представительной и исполнительной власти о состоянии законности в регионе и принимаемых прокуратурой мерах по ее укреплению.
В целях привлечения правонарушителей к установленному виду ответственности прокурор вправе:
- ставить вопрос перед соответствующими должностными лицами о привлечении виновных в нарушении закона лиц к дисциплинарной ответственности, а также о возмещении причиненного материального ущерба за счет виновных лиц;
- возбуждать производство об административном правонарушении или уголовное дело (третья группа полномочий).
Перечисленные выше требования прокурора обязательны для исполнения всеми органами, должностными лицами и гражданами, к которым они обращены. За неисполнение требований прокурора они несут ответственность в установленном законом порядке.
Прокуроры наделены правом обращения с исками (заявлениями) в суды общей юрисдикции и арбитражные суды в защиту законных интересов граждан, так и государства.
Прокурорские проверки преимущественно могут проводиться: в природоохранных органах при поступлении сведений о нарушении ими законов или ненадлежащем исполнении должностных обязанностей (проверки в этих органах могут проводиться и при отсутствии подобных сведений); при совершении аварий, катастроф, залповых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, причинивших или могущих в будущем причинить вред окружающей среде или здоровью людей (в этих случаях прокурор может, не проводя проверки, возбудить уголовное дело); когда экологическое правонарушение привлекло повышенное внимание и вызвало острый резонанс общественности; при поступлении в прокуратуру материалов из природоохранных и иных органов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В последнем случае прокурор может, не проводя проверки, истребовать необходимые документы и сведения из природоохранного органа. Только после тщательного изучения поступивших материалов, а при необходимости и проведения проверки, установления наличия признаков преступления может быть возбуждено уголовное дело. Прокурорские проверки исполнения экологического законодательства могут проводиться и в иных случаях, например, когда в регионах, где их надлежит провести, не имеется природоохранных органов, либо работники этих органов по какой-то причине не могут их провести.
3. Надзор за исполнением законодательства наиболее крупными предприятиями-загрязнителями
Начиная с 1999 года, прокуратурой осуществлялся надзор на основных предприятиях-загрязнителях города Волгограда. На основании анализа результатов надзорной деятельности прокуратуры за предприятиями-загрязнителями в течение 1999-2007 г.г. число контролируемых предприятий было сокращено до 11; основным критерием для принятия решения явилось преобладание оставленных на контроле предприятий по объемам выбрасываемых загрязняющих веществ и приближенность к селитебной зоне г.Волгограда (ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», ОАО «Волгоградский алюминий»); г.Волжского (ОАО «Волжский абразивный завод»); наличие сброса в открытые водоемы предприятий сферы коммунального хозяйства: МУП «Волгоградводоканалсервис» (в р.Волга) и МУП «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» (негативное воздействие на Волгоградское водохранилище).
В конце 2006 года на основании анализа годового государственного доклада о состоянии окружающей среды в Волгоградской области был пересмотрен перечень предприятий. Из прежних 11 предприятий оставлено 4 (ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь», ОАО «СУАЛ» - филиал «Волгоградский алюминиевый завод Сибирско-Уральской алюминиевой компании» и др.) и добавлено еще 16 объектов. При определении направления негативного воздействия было также учтено ставшее актуальным направление надзора за деятельностью предприятий топливно-энергетической отрасли: взяты на особый контроль 3 предприятия группы ЛУКОЙЛ, 5 крупнейших в области ТЭЦ и ГРЭС (ОАО «ТГК-8»), 4 расположенных в поднадзорных районах подразделения ООО «Волгоградтрансгаз» (занимающегося транспортированием газа).
Таким образом, в 2006 году были сняты с учета: ОАО «Восток – Камышинский кузнечно-литейный завод», ОАО «Газпром-кран» г. Камышина, ООО «Территория промышленного развития «Волгоградский тракторный завод», ОАО «Пласткард». Все предприятия значительно сократили объемы производства и, как следствие – выбросов загрязняющих веществ. Постановлены на учет предприятия занимающие «лидирующее» положение по объемам выбросов и сбросов загрязняющих веществ (ООО «Волгоградтрансгаз», «ЛУКойл-Нижневолжскнефть», ООО «ЛУКойл-Нижневолжскнефтепродукт» и др).
В 2007 году список предприятий оставался аналогичным перечню в 2006 г.
В настоящее время на контроле Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры, находится 14 предприятий-загрязнителей, количество предприятий сократилось в результате реорганизации предприятий, их укрупнения, однако количество контролируемых прокуратурой объектов осталось прежним.
В 2005 гг. проверено 10 предприятий (ОАО «Волгоградский алюминий» г. Волгограда, с 31.12.04 г. – филиал «Волгоградский алюминиевый завод Сибирско-Уральской Алюминиевой компании», МУП «Волгоградводоканал», ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка», ОАО «Волгоградский тракторный завод», ОАО «Волжский абразивный завод» и др.) По результатам данных проверок прокуратурой внесено 12 представлений об устранении нарушений природоохранного законодательства в адрес предприятий и контролирующих органов, направлено 6 информационных писем в адрес представительных и исполнительных органов власти, объявлено 3 предостережения должностным лицам, вынесено 2 постановления о возбуждении производства об административной ответственности, заявлено 2 иска в суды общей юрисдикции. Меры прокурорского реагирования принимались с учетом мер принятых контролирующими органами.
В 2006г. межрайпрокуратурой были проверены: ООО «Волгоградтрансгаз», ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть», ООО «ЛУКойл-Волгограднефтепеработка» и ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь», МУП «ПУВКХ г. Камышина». Данные проверки проводились в координации с Управлениями Росприроднадзора, Роспотребнадзора, Ростехнадзора по Волгоградской области.
По результатам проверок прокуратурой внесено 10 представлений об устранении нарушений природоохранного законодательства, к дисциплинарной ответственности привлечено 6 должностных лиц, возбуждено 6 административных производства, объявлено 8 предостережений, заявлено 3 иска в суды общей юрисдикции.
В 2007 году, согласно составленного списка предприятий, были проверены следующие предприятия-загрязнители: ООО «Завод технического углерода» (г. Волгоград); ОАО «СУАЛ» - филиал «Волгоградский алюминиевый завод Сибирско-Уральской Алюминиевой компании»; ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь»; ЗАО «РЭС»; ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка».
По результатам проверки Волгоградской межрайпрокуратурой принимались меры прокурорского реагирования: внесено 10 представлений об устранении нарушений природоохранного законодательства, к дисциплинарной ответственности привлечено 4 должностных лица, возбуждено 13 административных производств, объявлено 3 предостережения, заявлено 5 исков в суды общей юрисдикции, исковые требования удовлетворены по 3 исковым заявлениям, 2 – находятся в стадии рассмотрения.
В целом по результатам принятых мер со стороны прокуратуры эффективнее стали исполняться планы природоохранных мероприятий предприятиями-загрязнителями, такими как ОАО «Волжский абразивный завод», филиалом «Волгоградский алюминиевый завод Сибирско-Уральской Алюминиевой компании», затраты которых достигают нескольких миллионов рублей в год.
В 2006 г. Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой направлено в суд общей юрисдикции исковое заявление к ЗАО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь» об обязании ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» разработать и выполнить природоохранные мероприятия по снижению неорганизованных выбросов цеха ЭСПЦ-2, так как значительный вклад в общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляют неорганизованные выбросы цеха ЭСПЦ-2 ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь». Исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
Кроме того, в 2006 году по представлениям Волгоградской межрайпрокуратуры дважды приостанавливалась работа действующих печей №№ 5, 6 в цехе ЭСПЦ-2 указанного металлургического завода «Красный Октябрь» для производства реконструкции с целью снижения количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Итак, количество предприятий основных загрязнителей – 14.
В результате систематически осуществляемого прокурорского надзора за последние годы степень техногенного воздействия хозяйствующих субъектов уменьшилось.
Так, по данным Департамента охраны окружающей среды и природных ресурсов г. Волгограда, ежегодные выбросы по городу составляют 350 тыс. тонн, из них 270 тыс. тонн от автотранспорта. Из 80 тыс. тонн выбросов, приходящихся на все предприятия города, согласно проекта ПДВ ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь», разрешено выбрасывать по нормативам 6,0 тыс. тонн. Фактические выбросы за 2006 год составили 4,4 тыс. тонн, а с учетом выполнения природоохранных мероприятий ЗАО «ВМЗКО» имеет постоянную тенденцию к сокращению выбросов.
На контроле находится исполнение решения Волжского городского суда об обязании разработать мероприятия по снижению выбросов электроплавильного цеха предприятия от 28.02.2006 года по иску межрайпрокуратуры к ОАО «Волжский абразивный завод» о возложении на предприятие обязанности по выполнению мероприятий по приведению выбросов в соответствие с нормативами ПДВ. Во исполнение судебного решения ОАО «ВАЗ» за 2006-2007 г.г. проделана определенная работа по улучшению экологической обстановки, что также находилось на контроле и отслеживалось прокуратурой. Установлено снижение количества случаев превышения норм ПДК загрязняющих веществ в контрольных точках санитарно-защитной зоны предприятия после запуска в эксплуатацию 5 вытяжных установок на площадке воздушного охлаждения печей, ликвидирована часть низких неорганизованных источников загрязнения атмосферного воздуха. Кроме того, проведенными ремонтными работами внедрены абсорбционные установки, что сократило общий объем выбросов предприятием. По данным службы аналитического экологического контроля предприятия, количество превышений санитарно-гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха в 2007 году уменьшилось на 45%, что объективно подтверждается значительным сокращение в текущем году числа жалоб на выбросы ОАО «ВАЗ» жителей.
4. Надзор за исполнением законодательства при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты и обеспечение населения питьевой водой
Согласно данных Нижнее-Волжского бассейнового водного управления за 2005 год, в водные объекты Волжского бассейна в границах Волгоградской области без очистки производился сброс 41,94 млн. м3 в год, сброс недостаточно очищенных сточных вод составлял 135,95 млн. м3 в год.
В течение 2005-2007 гг. все предприятия, осуществляющие сброс сточных вод в водоемы Волжского бассейна, охвачены прокурорскими проверками, проведена работа, направленная на устранение нарушений в данной сфере, по результатам которой достигнуты следующие результаты.
В 2005 году прокурорскими проверками охвачено 8 предприятий, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты, по результатам которых в суды предъявлено 9 исков (все удовлетворены судом), из них 7 исков – к хозяйствующим субъектам, 1 иск – к администрации г. Волгограда об обязании принять в муниципальную собственность водовыпуски ливневой канализации. Во исполнение решения суда в 2005 году ООО «Городищенская птицефабрика» прекратило сброс неочищенных сточных вод, уменьшив общий объем годовых сбросов на 0,01 млн. м3.
В 2006 году продолжена работа в данном направлении. Проверено 18 предприятий, предъявлено 15 исков (из них 12 – удовлетворено, 2 – в стадии рассмотрения, 1 – удовлетворен, обжалуется ответчиком), из них 9 исков – к хозяйствующим субъектам, 6 исков – к администрации г. Волгограда об обязании принять в муниципальную собственность водовыпуски ливневой канализации.
В 2 из проверенных предприятий нарушений водоохранного законодательства не выявлено; 7 предприятий являются рыборазводными (осуществляют сброс из рыбоводных прудов) и в соответствии с заключением ФГУ «Нижневолжрыбвод» негативного влияния на качество поверхностных вод не оказывают. В указанной связи, до настоящего времени вопрос применения мер прокурорского реагирования в отношении рыборазводных хозяйств (прудов) о доведении уровня содержания в обменных сточных водах взвешенных веществ, БПК и нитритов до норм ПДС остается открытым.
В указанном периоде значительного снижения объемов поступающих в р. Волгу сточных вод не произошло в виду того, что большинство решений судов было вынесено с отсрочкой исполнения, т.к. мероприятия по прекращению сброса требуют значительных временных и финансовых затрат.
Общий объем сбросов уменьшился на 0,07 млн. м3 за счет МУП «Светлоярский комплекс водопровода», реализовав ранее запланированные мероприятия по отведению сточных вод в р. Волгу (меры прокурорского реагирования не применялись).
В 2007 году, в результате добровольного исполнения исковых требований к администрации г. Волгограда, произведены строительные и пусконаладочные работы канализационно-насосной станции. Указанное позволило прекратить сброс неочищенных канализационных стоков предприятий и жилого сектора Советского района Волгограда в р. Волгу в объеме 4,5 млн. м3.
Таким образом, в результате принятых мер прокурорского реагирования объем сбросов неочищенных сточных вод в настоящее время составляет около 37 млн. м3.
Одним из положительных примеров деятельности прокуратуры, направленной на прекращение сброса сточных в водные объекты, является удовлетворенный судом иск к ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» о сокращении срока реализации программы о ликвидации стоков двух водовыпусков «Банный» и «Центральный» с 2010 года до сентября 2008 года (предусмотрено выделение 72,3 миллионов рублей). Работы по ликвидации стоков предприятием начаты, завершение планируется в установленный срок.
Другим положительным примером исковой работы межрайпрокуратуры (иск 2006 года) является завершение строительством и пуск в эксплуатацию канализационно-насосной станции № 7 (КНС № 7), перекачивающей канализационные стоки предприятий и жилого сектора Советского района г. Волгограда в объеме 4,5 млн. м3 в год на биологические очистные сооружения с последующей транспортировкой в пруды-накопители. Ранее указанные стоки сбрасывались без очистки в р. Волгу.
Большой вклад в загрязнение реки Волги вносят неочищенные ливневые сточные воды, поступающие с территорий районов города. На территории Волгограда межрайпрокуратурой официально установлено нахождение 24 водовыпусков ливневых сточных вод. Все имеющиеся водовыпуски не имеют собственников. По данному поводу в адрес главы администрации Волгограда межрайпрокуратурой в 2005 году было внесено представление, в котором ставился вопрос о необходимости принятия в муниципальную собственность выпусков ливневой канализации. Представление рассмотрено администрацией, однако водовыпуски в муниципальную собственность приняты не были.
Последнее послужило поводом подаче 7 исковых заявлений об обязании администрации Волгограда принять в муниципальную собственность водовыпуски ливневых сточных вод.
По состоянию на сегодняшний день все 7 исков прокуратуры удовлетворены судом, службой судебных приставов возбуждены исполнительные производства.
Проверки соблюдения природоохранного и санитарного законодательства показывают, что в регионе допускается достаточно много фактов нарушений действующего законодательства при обеспечении населения питьевой водой.
Причинами такого положения дел являются изношенные системы водоснабжения, построенные еще в годы Советской власти, отсутствие должной очистки и обеззараживания питьевой воды, т.е. отсутствие должной водоподготовки, отсутствие производственного контроля, нарушения режима зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Вместе с тем, можно отметить положительную тенденцию по снижению нарушений в данной сфере. Так, число источников и водопроводов, не отвечающих санитарным правилам и нормам в 2006г. составило 607 (АППГ-696). Несмотря на увеличение числа исследованных проб по санитарно-химическим показателям в 2006г. – 1887 (АППГ-1519), уменьшилось содержание в питьевой воде тяжелых металлов: в 2006г. – 474 (АППГ – 530), ртути в 2006г. – 277 (АППГ-327). В 2007 году число источников и водопроводов, не отвечающих санитарным правилам и нормам составило – 556 (АППГ-607). Однако, имеет место рост числа проб, не соответствующих по микробиологическим показателям: в 2005г. – 1078, в 2006г. – 1726, в 2007г. – 1762. Такое положение объясняется, во-первых, усилением со стороны надзорного органа Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области возложенных на него функций (в т.ч. и после внесения в адрес руководителя представления) по контролю качества подаваемой населению питьевой воды (особенно в сельских населенных пунктах), в частности, число отобранных и исследованных проб в 2005г. составило – 11889, в 2006г. – 17293, в 2007г. – 27540. А также отсутствие у собственников источников питьевого водоснабжения финансовых возможностей по должной очистке и обеззараживании питьевой воды.
Вместе с тем, межрайпрокуратурой данный вопрос держится на контроле и принимаются меры прокурорского реагирования, вплоть до возбуждения уголовных дел.
Так, в 2005 году в рамках осуществления надзора за исполнением действующего законодательства в сфере обеспечения населения питьевой водой выявлено, возбуждено и расследовано 3 уголовных дела по ст. 238 УК РФ. Указанные дела по результатам расследования направлены в суд, рассмотрены по существу, вынесены обвинительные приговоры.
Аналогичное количество уголовно наказуемых деяний по тем же составам выявлено в 2006 году. Уголовные дела рассмотрены судами, вынесены обвинительные приговоры.
В 2007 году общенадзорными проверками выявлен 1 уголовно наказуемый факт, возбуждено 1 уголовное дело по ст. 238 УК РФ (до настоящего времени Четвертым межрайонным следственным отделом проводится предварительное расследование).
В суды Волгоградской области подано 5 исковых заявлений, из которых 1 – об обеспечении подачи питьевой воды надлежащего качества, 4 – об организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Исковые требования удовлетворены по 3 исковым заявлениям, 2 – находятся в стадии рассмотрения.
Ввиду того, что основным и самым действенным способом защиты прав граждан в вопросе обеспечения питьевой водой является понуждение в судебном порядке к выполнению тех или иных действий ОМС и предприятиями ВКХ, в 2007 году межрайпрокуратурой к администрации городского поселения – г. Палласовка и МООО «Водоканал» подано исковое заявление с требованиями обязать ответчиков обеспечить качество питьевой воды, поставляемой потребителям, в соответствии с нормативным. Исковые требования удовлетворены судом, решение вступило в законную силу.
Другим положительным примером проводимой работы является присуждение к исполнению в натуре обязанности по установке и оборудованию зоны строго режима источников питьевого водоснабжения.
Так, проведенными проверками на территории Дубовского района Волгоградской области выявлен ряд случаев нарушений режима зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. В этой связи в Дубовский районный суд подано 4 исковых заявления с требованиями присудить ответчикам к исполнению в натуре обязанности по установке и оборудованию зоны строго режима разводящих сетей питьевого водоснабжения и водяных скважин для подачи питьевой воды в соответствии с СанПиН (2 рассмотрено и удовлетворено судом, 2 находятся в стадии рассмотрения).
5. Надзор за исполнением законодательства в области обращения с отходами
Анализ экологической ситуации в сфере обращения отходов производства и потребления свидетельствует об устойчивой тенденции роста объема образующихся отходов. Так, если в 2005 году, согласно отчета 2-ТП (отходы), образовалось 1266825 тонн отходов, то в 2006 году зафиксировано образование 1430621 тонны отходов различных классов опасности (2007 г. данных еще нет). При этом, лишь 30-40% отходов используется и обезвреживается. Больше половины размещаемых в санкционированных местах (полигонах и т.д.), а также на несанкционированных свалках оказывают практически одинаково негативное влияние на окружающую среду, поскольку лишь незначительное число санкционированных свалок и полигонов оборудовано в соответствии с природоохранными требованиями.
В то же время, анализ результатов работы межрайпрокуратуры свидетельствует о положительной тенденции сокращения, в последние годы, количества нарушений в сфере надзора за обращением с отходами (что подтверждается итогами работы как прокуратуры, так и контролирующих органов).
В 2005 году прокуратурой в данной сфере было выявлено 1229 нарушений законности (что составило 43 % от общего числа выявленных нарушений). Выявлено и опротестовано 26 незаконных правовых актов, заявлено 2 иска о понуждении предприятий оформить лимиты на размещение отходов, внесено 227 представлений, в которых заявлено требование о привлечении к дисциплинарной ответственности 152 должностных лиц; 123 виновных наказано в административном порядке, 9 предостережены. Наибольшее количество нарушений было связано с отсутствие разрешительной документации: лимитов на размещение отходов, лицензий. В то же время, выявлялись грубые нарушения непосредственно при обращении с отходами (примерно в равном соотношении; 450 нарушений выявлено лишь в ходе проверки законов при обращении с биоотходами).
В 2006 году было выявлено 1046 нарушений (около 33 % от общего числа нарушений), опротестовано 3 незаконных правовых акта, заявлено 8 исков о понуждении предприятий оформить лимиты на размещение отходов (частично рассмотрены и удовлетворены); внесено 227 представлений, в которых заявлено требование о привлечении к дисциплинарной ответственности 122 должностных лиц; 91 виновное лицо наказано в административном порядке, 23 предостережены. По результатам общенадзорных проверок возбуждено 2 уголовных дела. Обращалось особое внимание на законность размещения и эксплуатации специализированных объектов размещения отходов. Отмечено 100%-ное отсутствие обустроенных в соответствии с санитарными правилами мест временного накопления бытовых отходов или полигонов ТБО в муниципальных поселениях. В целях исправления ситуации в конце 2 – начале 3 квартала т.г. было внесено более 30 представлений с требованием разработать и приступить к реализации необходимых мероприятий. По результатам рассмотрения представлений муниципальными органами Быковского, Николаевского, Ольховского, Палласовского, Старополтавского районов были запланированы мероприятия по приведению объектов размещения отходов в соответствие с требованиями: проведение обваловки, ремонт подъездных путей, включение объектов в реестры имущества, подлежащего передаче в собственность поселений, обеспечение свалок обслуживающим персоналом, организация учета принимаемых отходов, разработка поселениями проектов НООЛР и проектной документации на свалки, а также спланировано выделение в бюджетах 2007 г. средств на обустройство площадок накопления отходов и свалок ТБО. Только после одного иска к администрации Ольховского района об обязании организовать переработку и утилизацию отходов на территории района, органами местного самоуправления района были приняты на баланс, узаконены и приведены в соответствие 14 мест временного накопления отходов (ранее по всем критериям относившихся к несанкционированным свалкам). В связи с грубым нарушениями в деятельности некоторых районных полигонов ТБО, были направлены в суды иски о приостановлении эксплуатации свалок ТБО в Камышинском и Дубовском районах.
Не менее актуальным являлся надзор за исполнением законодательства об обращении с отходами производства и потребления в 2007 году: выявлено 588 нарушений, внесено 106 представлений, привлечено 113 должностных лиц к дисциплинарной ответственности, объявлено 17 предостережений и наложено 81 административных штрафа по постановлениям прокурора, выявлено и опротестовано 4 незаконных правовых акта, направлен 6 исков в суд общей юрисдикции. Тенденция уменьшения числа выявленных нарушений носит объективны характер: в течение 2005-2006 г.г. значительно улучшилась ситуация с оформлением природопользователями разрешительной документации (лимитов, проектов НООЛР, лицензий). Прокуратурой было уделено внимание качеству работы контролирующих органов. В Управлении Россельхознадзора выявлена негативная практика выдачи предписаний по невыявленным нарушениям природоохранных требований с формулировкой «в дальнейшем необходимо соблюдать законодательство РФ в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами…» (что является нарушением требования ст.9 Федерального Закона РФ № 134-ФЗ от 08.08.2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»). Не всегда указывались сроки исполнения конкретных пунктов предписаний, что с одной стороны дает возможность нарушителю затягивать сроки выполнения мероприятий, с другой - делает практически невозможным для госинспектора осуществлять мероприятия по контролю за исполнением ранее выданного предписания. Существенные нарушения выявлены в работе Управления Роспотребнадзора. Как выяснилось, перечень предприятий как хранящих агрохимикаты, так и занимающихся их реализацией, отсутствует, хотя только хранящих запрещенные и непригодные к применению пестициды и агрохимикаты предприятий насчитывается по Волжскому бассейну области – около 50; занимающихся реализацией этих опасных для здоровья человека веществ – только в г. Волгограде около 100 организаций. В работе конкретных должностных лиц отмечена неполнота проверок, имеют место факты непринятия мер при выявленных нарушениях. По внесенным представлениям прокурора руководством контролирующих органов приняты меры к устранению недостатков в работе.
Подводя итог анализа ситуации с обращением на поднадзорной территории с отходами, следует отметить проблему несанкционированных свалок. Принятыми в прежние отчетные периоды мерами прокурорского реагирования внимание органов власти субъекта было обращено внимание на эту проблему. Как результат, в ходе проводимых ежегодно по инициативе Администрации Волгоградской области с привлечением Комитета Госэкоконтроля проверках «Отходы» выявляется и утилизируется все большее число несанкционированных свалок (более 200 в 2006 году и почти в 3 раза больше в 2007 году). В то же время, прокуратурой отмечается другая сторона проблемы: большая часть выделяемых из областного и местных бюджетов средства расходуются на ликвидации несанкционированных свалок. По причине отсутствия в районах достаточных средств, на настоящий момент подавляющее большинство объектов утилизации отходов существуют условно, зачастую без проектов и разрешительной документации, при наличии паспорта и листа согласования на земельный отвод. Также недостаточно финансирование на цели обустройства существующих «санкционированных» свалок. Объясняется это тем, что большинство свалок, включая полигоны ТБО районного масштаба, даже не состоят на балансе местных администраций (отсюда коллизия: невозможно выделить средства на то, чего нет…). Сравнение результатов выявления и ликвидации несанкционированных свалок позволяет установить динамику роста несанкционированных свалок в г. Волгограде, Городищенском, Калачевском, Дубовском районах области. В течение последних лет при отсутствии мощностей по переработке ТБО, наблюдается тенденция к закрытию свалок. Закрыты свалки Ворошиловского, Тракторозаводского районов Волгограда. В настоящее время областной центр обслуживают три полигона по размещению ТБО. При протяженности города более 80 км, мощностей вышеуказанных полигонов явно не хватает, чем и объясняется ежегодный рост числа несанкционированных свалок. В этой связи межрайпрокуратурой в ходе заседаний в представительных органах власти субъекта, в информационных письмах неоднократно поднимался вопрос о необходимости разработки областной программы по строительству объектов размещения ТБО в городах, районах и поселениях.
6. Надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха
Анализ экологической ситуации в сфере охраны атмосферного воздуха производится на основании официальных данных о выбросах вредных веществ от стационарных источников, которые вносят значительный вклад в загрязнение окружающей среды. Отрасли, вносящие наибольший вклад в загрязнение атмосферы, следующие: машиностроение и металлообработка, нефтеперерабатывающая промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика, промышленность строительных материалов, черная и цветная металлургия, нефтедобывающая промышленность.
Крупные промышленные предприятия сосредоточены в основном в г.Волгограде и в г.Волжском, вследствие чего проблема загрязнения атмосферного воздуха является для них приоритетной. Крупнейшими стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ являются, в том числе, ООО «Волгоградский завод техуглерода», ОАО «СУАЛ» - филиал «Волгоградский алюминиевый завод Сибирско-Уральской Алюминиевой компании», ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка», ОАО «Каустик», Волгоградские ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ОАО «ВМЗ «Красный Октябрь», ОАО «Волжский абразивный завод», ОАО «Волжский оргсинтез» и др. Указанные предприятия Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой приняты на учет как основные предприятия-загрязнители.
Мониторинг состояния и качества атмосферного воздуха за период 2005-2006 гг. показывает динамику улучшения в указанной сфере. Так, в 2005 году общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух составил 221427 т, в 2006 г. – 221291 т. (статистических данных за 2007 г. еще нет).
Характеристика загрязнения атмосферного воздуха по показателю комплексного индекса загрязнения атмосферы (КИЗА5) составила: по г.Волгограду в 2005 г. – 15,2 и в 2006 г. – 13,3; по г.Волжскому в 2005 г. – 20 и в 2006 г. – 17,5.
Анализ результатов работы межрайпрокуратуры свидетельствует о положительной тенденции сокращения количества нарушений в сфере надзора по охране атмосферного воздуха. В 2005 году прокуратурой в данной сфере 74 проверками выявлено 539 нарушений, в 2006 г 78 проверками выявлено 247 нарушения, в 2007 г 27 проверками выявлено 183 нарушения.
Постоянно ведется работа по предъявлению исковых заявлений в суды к хозяйствующим субъектам. Так в 2005 году предъявлено 7 исковых заявлений (все иски рассмотрены и удовлетворены) с требованием о приостановлении деятельности хозяйствующих субъектов либо о необходимости разработки мероприятий по снижению выбросов в атмосферный воздух. В 2006 и 2007 гг, соответственно, направлено 12 и 4 исковых заявления.
Исполнение решений по указанным искам находится на контроле межрайпрокуратуры. Только в 2005 году реально исполнено 4 решения, в т.ч. организован производственный контроль за промышленными выбросами на ЗАО «Камышинский Литейный ферросплавный завод», получена разрешительная документация ООО «ДП Камышинское».
В 2005 году выявлено и опротестовано 92 незаконных правовых акта, в 2006 – 4, в 2007 - 2. Внесено в 2006 году 102 представления, по которым привлечено к дисциплинарной ответственности 73 лица, в 2006 году – 27 представлений с привлечением к дисциплинарной ответственности 42 лиц, в 2007 – 30 представлений с привлечением к дисциплинарной ответственности 16 лиц.
Наказано лиц в административном порядке в 2005 году – 24, в 2006 г. – 37, в 2007 г. – 29.
Положительным примером следует указать результаты исполнения решения Краснооктябрьского райсуда по заявлению межрайпрокуратуры к ЗАО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь»
13 июня 2006 года Краснооктябрьский районный суд г.Волгограда по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора к ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» обязал предприятие разработать и выполнить в шестимесячный срок природоохранные мероприятия по снижению неорганизованных выбросов цеха ЭСПЦ-2.
Во исполнение судебного решения приказом по заводу №400 от 06.10.2006 г. мероприятия по снижению неорганизованных выбросов были утверждены и приняты к исполнению.
На сегодняшний день в рамках реализации указанных мероприятий введена в эксплуатацию новая сухая газоочистка за электропечью №6 с локализацией неорганизованных выбросов и очисткой в рукавном фильтре, на строительство которой затрачено 478,88 млн. рублей. В ноябре 2006 года выполнен капитальный ремонт печи №5 и газоочистки на сумму 31,0 млн. рублей. В результате экологический эффект от указанных мероприятий выразился в сокращении выбросов вредных веществ на 430,528 т/год.
За неисполнение решения суда принимаются меры к привлечению виновных лиц к ответственности. Так, по иску межрайпрокуратуры о признании бездействия ЗАО «ЭВТ-ПЛАСТ» незаконным и о приостановлении деятельности, связанной с выбросами вредных веществ, 16.01.2006 г. принято решение суда об удовлетворении исковых требований. Вместе с тем, за неисполнение решения суда руководитель предприятия дважды 19.09.07 г. и 17.01.08 г. привлекался службой судебных приставов. к административной ответственности по ст. 87 «Об исполнительном производстве».
В 2006 году судами было рассмотрено 3 уголовных дела по преступлениям в сфере законодательства об охране атмосферного воздуха, выявленных в ходе проведения прокуратурой общенадзорных проверок:
- № 635020 по обвинению Блока А.А. по ст. 251 ч.1 УК РФ в связи с допущенными нарушениями при эксплуатации передвижного АБЗ без надлежащей очистки выбросов в п. Гумрак Дзержинского района г. Волгограда. 07.08.06 г. в особом порядке судом Дзержинского района г.Волгограда был вынесен обвинительный приговор, в соответствии с которым подсудимому назначено наказание в виде штрафа в размере 18 тыс. рублей;
- № 636996 по обвинению Бугрова В.Г. по ст. 251 ч.1 УК РФ в связи с допущенными нарушениями при эксплуатации керамзитового завода АООТ «СДСК» без разрешения на выбросы и без проведения требуемых мероприятий по снижению загрязняющих веществ в выбросах. 06.04.06 г. в особом порядке судом Среднеахтубинского района Волгоградской области вынесен обвинительный приговор, в соответствии с которым подсудимому назначен штраф в размере 20 тыс. рублей;
- № 635038 по обвинению Соколова А.А. по ст. 251 ч.1 УК РФ в связи с допущенными нарушениями при эксплуатации АБЗ г. Ленинска Ленинского района без надлежащей очистки выбросов. Постановлением судьи Ленинского райсуда Волгоградской области от 29.08.2006 г. в связи с деятельным раскаянием было прекращено уголовное дело по обвинению Соколова А.А, в совершении преступления по ст. 251 ч.1 УК РФ. 06.09.2006 г. межрайпрокурором внесено кассационное представление об отмене вышеуказанного постановления и направления дела на новое рассмотрение.
Судебная коллегия по уголовным делам Волгоградского областного суда согласилась с аргументами межрайпрокуратуры и 05.12.2006 г. отменила вышеназванное постановление, дело направило на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе.
21.02.2007 г. судом вынесен обвинительный приговор, в соответствии с которым подсудимому назначен штраф в размере 5 тыс. рублей.
7. Надзор за исполнением законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений
В сфере надзора за соблюдением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений межрайпрокуратурой проделана определенная работа, направленная на устранение нарушений закона в данной сфере.
Согласно данных Управления Росприроднадзора по Волгоградской области за 2005 год на территории Волгоградской области в границах Волжского бассейна расположено 85 ГТС, из которых 14 являются бесхозяйными.
При этом, как было установлено в ходе проверок, проведенных в 2005 году, Управление Росприроднадзора не обладало достоверными сведениями о количестве ГТС, они носят разрозненный характер, данные о количестве ГТС в основном формировались на основании данных, представляемых органами местного самоуправления районов. В указанной связи, в адрес Руководителя Управления Росприроднадзора было внесено представление о необходимости проведения инвентаризации ГТС.
Кроме того, внесено 14 представлений в адрес собственников и эксплуатирующих ГТС организаций о необходимости разработки деклараций безопасности, возбуждено 3 административных производства, направлено 3 информационных письма.
В 2006 году Управлением Росприроднадзора, во исполнение требований представления прокуратуры 2005 года, были приняты меры по уточнению данных инвентаризации поднадзорных ГТС, по результатам которой в границах Волжского бассейна выявлено 87 ГТС, 6 из которых являются бесхозяйными.
С целью понуждения собственников и эксплуатирующих ГТС организаций к разработке деклараций безопасности, межрайпрокуратурой подано 4 исковых заявления с требованиями присудить к исполнению в натуре обязанности по разработке в установленном порядке деклараций безопасности гидротехнических сооружений и представлению названных деклараций для утверждения в орган надзора за безопасностью ГТС. В настоящее время исковые требования в полном объеме удовлетворены судами (1 – реально исполнено, по 1 – судом предоставлена отсрочка исполнения решения, по 2 – ССП возбуждены исполнительные производства).
В 2007 году подано 1 исковое заявление аналогичного характера, удовлетворено судом, исполнение решения находится на контроле прокуратуры.
Судами Волгоградской области удовлетворены требования межрайпрокуратуры по 5 искам (2 из которых к ОМС) о присуждении к исполнению в натуре обязанности по разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений и представлению названной декларации для утверждения в орган надзора за безопасностью ГТС.
Кроме того, проведенной по обращению администрации Дубовского муниципального района проверкой, установлено, что осенью 2007 года ОАО «Балыклей» на территории Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района, в месте слияния рек Голая и Холостая (Грязнуха), произвело работы по возведению земляной плотины, которая является ГТС с прудом. Данное ГТС возведено без проектных документов и разрешения на строительство. В данной связи в Дубовский райсуд подано исковое заявление о сносе самовольно возведенной плотины (находится в стадии рассмотрения).
8. Надзор за исполнением законодательства при обустройстве сибиреязвенных скотомогильников - биотходы
Регулярные проверки организованы по инициативе Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры начиная с 2000 года.
В ходе самой первой проверки было установлено, что требования законодательства о порядке утилизации биоотходов не знакомы не только природопользователям, но и должностным лицам специально уполномоченных контролирующих органов. Ветеринарные службы в своей работе использовали Ветеринарные правила 1951 года, утратившие силу с 1995 год (т.е. не действовавшие к моменту проверки 5 лет). Периодичность проверок (2 раза в год) не соблюдалась, карточки на скотомогильники почти везде отсутствовали. Подавляющее большинство скотомогильников было оборудовано в нарушение действующих требований: глубина не выдерживалась, обваловка, ограждение, вытяжка, навес и наличие замков, а в некоторых и металлические крышки на ямах отсутствовали, на территории ряда скотомогильников выявлялись факты размещения отходов в виде костей, повсеместно имелись т.н. земляные скотомогильники (запрещенные с 1995 г.)
В ходе проверок с 2001 по 2004 г.г. было выявлено около 1000 нарушений, проверено непосредственно прокуратурой и организовано проведение проверок в деятельности более 100 предприятий поднадзорных районов области. Во многих населенных пунктах Светлоярского, Дубовского, Быковского и ряда других районов, где сельскохозяйственные предприятия в течение длительного времени не содержат скот и, фактически, не имеют необходимости содержать скотомогильники, местными администрациями не предпринимались какие-либо меры по организации строительства муниципальных скотомогильников, в том числе – не исполнялись предписания главных ветеринарных инспекторов районов о проведении данных мероприятий либо выполнялась данная работа формально: принимались заведомо не исполняемые решения (о выделении отсутствующих в бюджете денежных средств, о передаче на баланс сельсоветов скотомогильников, ране принадлежавших организациям). В результате такого положения, захоронение трупов домашних животных жители сел были вынуждены зачастую производить в несоответствующие требованиям заброшенные скотомогильники ранее принадлежавшие предприятиям либо, несмотря на запрет с 1995 года – в земляных ямах.
Как результат ежегодно проводимых проверок, примерно к 2003 году была отмечена положительная тенденция ликвидации земляных скотомогильников в районах, где в предыдущие годы активно проводились совместные прокуратуры и ветслужбы проверочные действия, вносились акты прокурорского реагирования. За 3 года были ликвидированы все земляные ямы в Дубовском, Светлоярском, Николаевском, Старополтавском и Ленинском районах (более 60). Примерно столько же было обустроено и отремонтировано, построено около 20 новых скотомогильников.
Все годы проведения проверок исполнения законодательства об утилизации биоотходов особое внимание уделялось проблеме установления в Волгоградской области мест сибиреязвенных захоронений. Всего по области из зафиксированных в эпизоотических журналах 1267 таких захоронений известно местонахождения лишь 40, из которых на поднадзорной межрайпрокуратуре территории достоверно установлено 17 из существующих 403-х. С 2001 года в ходе проверок удалось установить лишь 5 сибиреязвенных захоронений. Анализ сроков захоронений свидетельствует, что из 403-х мест, 7 захоронений произошли в 80-х годах, 2 – в 90-х годах прошлого века и 1 – в 2000 году. Незначительное количество захоронений произведено в 60-70-х годах. Подавляющее количество сибиреязвенных захоронений датированы 30-50-ми годами прошлого века. Согласно же устных пояснений работников ветслужб, к настоящему времени не существует уже даже отдельных населенных пунктов, которые продолжают считаться по эпизоотическим документам как неблагоприятные по сибирской язве. Зачастую до 70-80-х годов такие захоронения не обозначались на месте (табличками, ограждениями), поскольку трупы зараженных сибирской язвой животных всегда сжигались, что считалось достаточным для обеспечения безопасности в дальнейшем. В этой связи, межрегиональным аппаратом в начале 2007 года было указано (письмо № 7-8/7-2007 от 16.02.2007 г.) о необходимости уточнения количества сибиреязвенных скотомогильников в связи с исключением из их числа мест захоронения золы сожженных зараженных сибирской язвой животных. В этой связи межрайпрокуратурой в 1 полугодии т.г. была запрошена информация Управления ветеринарии Администрации Волгоградской области и Управления Россельхознадзора по Волгоградской области о наличии захоронений, в которых захоронены именно трупы погибших от сибирской язвы животных, на что были получены заключения обоих органов об отсутствии таковых на территории области поскольку, согласно данных имеющихся в ветеринарных станциях эпизоотических журналов (ведущихся с 20-х годов прошлого века), в каждом случае смерти животного от сибирской язвы труп сжигался и захоранивалась зола. Кроме того, в ходе проводимых проверок в 2005 и 2006 г.г. по запросам прокуратуры лабораторией Управления ветеринарии области во всех известных местах сибиреязвенных захоронений был проведен анализ отобранных проб земли, который опасных спор болезни не выявил. Случаев осуществления хозяйственной деятельности вблизи либо на территории сибиреязвенных захоронений ни в один отчетный период установлено не было. Фактов опасного расположения сибиреязвенных захоронений в местностях с близким расположением водоносных горизонтов либо расположенных в водоохранных зонах водных объектов также не установлено.
Данные о выделении денежных средств на обустройство скотомогильников в 2005-2007 г.г. отсутствуют. Муниципальными органами программы в данной сфере не принимались и финансирование в бюджетах практически не закладывалось. «Обустройство» в большинстве случаев заключалось в обваловке мест захоронения биоотходов, установке таблички и примитивного ограждения. Практически все вновь построенные скотомогильники принадлежат не муниципальным образованиям, а хозяйствующим субъектам и строились за счет собственных средств.
9. Надзор за исполнением законодательства при утилизации плавсредств, вышедших из эксплуатации
Плавсредства, находящиеся в затопленном состоянии наносят вред окружающей среде. Находясь на дне, затопленные плавсредства, а также их остатки занимают нагульные и зимовальные площади рыб, вредные продукты разложения краски и коррозии металла выделяются в окружающую среду и ухудшают качество воды, отрицательно воздействуют на кормовую базу рыб (микрофлору, планктон, бентос и др.) и, в конечном счете, на самих рыб на локальном участке в течение длительного времени.
Начиная с 1998 года межрайпрокуратурой выявлено 137 вышедших из эксплуатации судов, из которых 81 – являются бесхозяйными. В результате принятых прокуратурой мер, по состоянию на 2005 год, было поднято из воды 74 плавсредства.
В 2005 году с целью организовать подъем затонувших судов было подано 5 исков. Все иски удовлетворены.
В течение 2006 года выявлено 1 затонувшее плавсредство, судом удовлетворен иск межрайпрокуратуры о признании его бесхозяйным. В настоящее время судно поднято из воды и утилизировано.
В виду самоустранения Управления Росприроднадзора от осуществления государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов при реализации мероприятий по утилизации вышедших из эксплуатации и брошенных судов в акватории, а также в пределах прибрежных защитных полос водных объектов, в адрес руководителя внесено представление.
Кроме того, в адрес глав администраций 3 муниципальных районов внесены представления о необходимости направления сведений о затонувших бесхозяйных судах на территории района с целью их постановки на специальный учет.
В 2007 году, во исполнение требований представления межрайпрокуратуры 2006 года, Управлением Росприроднадзора налажен контроль за использованием и охраной водных объектов в части осуществления надзора за вышедшими из эксплуатации плавсредствами.
Исковых заявлений о признании бездействия собственников плавсредств незаконным и присуждении к исполнению в натуре обязанности по их подъему и утилизации в 2007 году не заявлялось. Указанное обусловлено тем, что в течение 2004 – 2006 гг. иски указанной категории предъявлены к 6 (т.е. ко всем) установленным судовладельцам (из них 5 – удовлетворено, 1 – дело прекращено в связи с добровольным исполнением), остальные вышедшие из эксплуатации суда не имеют собственников.
В ходе анализа поступившей от контролирующих и бассейновых органов информации установлено, что судебными приставами-исполнителями принимаются решения об окончании исполнительных производств при неполном исполнении решений судов (выявлено 2 факта). Указанное послужило поводом к внесению в адрес руководителя Управления ФССП по Волгоградской области представления, по результатам рассмотрения которого исполнительное производство возобновлено (в настоящее время предприятие проводит завершающий этап мероприятий по подъему плавсредств), а также обращению с жалобой в Волжский городской суд с требованиями признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя в части непринятия всех предусмотренных законом мер, обеспечивающих исполнение исполнительного документа и об отмене постановления об окончании исполнительного производства.
10. Надзор за исполнением законодательства об охране лесных ресурсов
Лесные ресурсы являются национальным достоянием России, и их нерациональное использование угрожает экологической безопасности населения страны. Общая площадь земель лесного фонда и лесов, не входящих в него, составляет около 69% территории РФ. Лесные экосистемы обеспечивают естественное регулирование большинства протекающих в экологической системе Земли процессов, что предопределяет необходимость максимального сохранения природных свойств лесов. В связи с этим организация рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов является стратегически важной задачей.
В целях развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесами был принят Лесной кодекс РФ. Федеральным законом от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» с 01.01.07 органам государственной власти субъектов РФ переданы отдельные полномочия в области лесных отношений, в том числе утверждение лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов, проведение государственной экспертизы освоения лесов, предоставление лесных участков в аренду, организация использования лесов, обеспечение их охраны, защиты, воспроизводства и др.
Итак, на территории Волгоградской области образовано 22 лесничества, в границах Волжского бассейна – 9. Приказом Управления лесного хозяйства 3 97 от 15.08.2007 г. образована экспертная комиссия по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, в составе 7 человек. Проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов осуществляется на основании Приказа МПР № 125 от 14.05.2007 г. «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов».
Организация использования лесов, их охрана, защита и воспроизводство осуществляется на основании материалов лесоустройства. В 2007 году работы по охране, защите и воспроизводству лесов проводились лесхозами, а в марте 2008 года осуществлялось проведение торгов на размещение заказов на выполнение указанных работ по охране, защите и воспроизводству лесов в форме аукциона, победителем которого стал ВО ГУП «Волгоград ЛЕС».
Для обеспечения контроля за лесопожарной обстановкой в лесном фонде Волгоградской области организовано дежурство ответственных работников Управления. Заключены соглашения о взаимодействии по вопросам профилактики тушения лесных пожаров и обмена информацией о порядке сообщения о пожарах, содержащих признаки уголовно- административно- наказуемых деяний с ГУ МЧС России по Волгоградской области, Управлением противопожарной службы и гражданской защиты Администрации Волгоградской области.
В 2008 гожу на территории Волгоградской области создано 22 лесничества, в задачи которых входит обеспечение реализации лесохозяйственных регламентов, организация мероприятий по охране лесов от пожаров, незаконных рубок и иных лесонарушений, причиняющих вред лесному фонду, осуществление государственного лесного контроля и надзора. Для размещения заказа на проведение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, в том числе профилактических противопожарных мероприятий и работ по тушению лесных пожаров, в марте 2008 года было организовано проведение торгов в форме аукциона, победитель – Волгоградское областное государственное унитарное предприятие «Волгоград-ЛЕС», которое в настоящее время выполняет работы по охране, защите и воспроизводству лесов.
В 1 полугодии 2008 года в лесном фонде Волгоградской области произошло 12 лесных пожаров на общей площади 131 га (ущерб – 47629,9 тыс. руб.), из которых в границах Волжского бассейна – 7 на общей площади 42,7 га (ущерб – 200,5 тыс. руб.), выявлен 1 виновник лесного пожара в Камышинском районе Волгоградской области, материалы направлены в РОВД Камышинского района. В ходе контрольно-надзорных мероприятий в 1 полугодии 2008 года в части нарушений правил пожарной безопасности в лесах составлено 115 протоколов об административных правонарушениях.
Количество проведенных проверок в 2007 г. – 59; в 1 полугодии 2008 г. – 30. Надзорные мероприятия направлены на устранение и недопущение правонарушений в области лесного законодательства, основные нарушения: нарушения правил противопожарной безопасности в лесах и нарушения правил санитарной безопасности в лесах.
В отношении нарушителей инспекторами Управления применялись следующие меры воздействия:
- возбуждено административных производств – 2007 г. – 22, 1 полугодие 2008 г. – 270;
- выдано предписаний – 2007 г. – 31 (исполнены в полном объеме); 1 полугодие 2008 г. – 64 (не исполнено 1 предписание, причина – непринятие мер непосредственно нарушителем, в связи с недавностью истечения срока исполнения предписания Управлением в отношении нарушителя будет возбуждено административное производство по ст. 19.5 КоАП РФ).
Общая сумма административных взысканий составляет6 в 2007 году – 63,9 тыс. руб., 1 полугодие 2008 года – 204,6 тыс. руб. Сумма реально взысканных штрафов: 2007 г. – 32,4 тыс. руб.; 2008 г. – 160,8 тыс. руб. в случае неуплаты штрафных санкций меры административного наказания, предусмотренные ст. 20.25 КоАП РФ не принимались.
По результатам проверки в адрес Управления внесено представление. Проведение комплексной проверки лесничеств планируется во 2-ом полугодии 2008 года.
11. Реестр предприятий, заключивших договора на 2008 год
Заключение
Охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности – одна из актуальных, первоочередных, острых проблем современности, затрагивающая все стороны жизни общества, интересы всех граждан как нашей страны, так и других стран. Речь в первую очередь идет об охране от вредного воздействия земель, недр, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, в том числе рыбных запасов; о сохранении в первозданном виде природных ландшафтов; о рациональном, бережном, экономном использовании природных ресурсов в особенности невозобновляемых; о поддержании благоприятной экологической среды обитания людей и в конечном итоге – о сохранении здоровья и самой жизни населения.
В оздоровлении окружающей природной среды, обеспечении экологической безопасности исключительно велика роль права. Ведь право – это претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений, в том числе и в сфере природопользования и охраны среды обитания людей, в целях разумного устройства человеческого общества путем определения меры свобод, прав и обязанностей. Что особенно важно, право содержит нормы – санкции, применяемые в отношении физических и юридических лиц в случаях неисполнения ими экологического законодательства.
Право основывается на принципах добра, гуманизма, справедливости и сохранения окружающей природной среды. Последний принцип является одним из важнейших. Сохранение окружающей природной среды – это одна из неотъемлемых функций права, пока, правда, признанная не всеми учеными. Это обстоятельство необходимо подчеркивать при проведении учебной, воспитательной и иной работы, формируя тем самым соответствующее общественное мнение о неоценимой социальной роли права в обеспечении экологической безопасности.
Что же касается законов и подзаконных нормативных актов, то они представляют официальное, нормативное выражение права. Обретая форму закона, право получает статус реальной всеобщности и общеобязательности. Оно получает в свое распоряжение атрибуты государственной власти, готовой подтвердить его обязательность для физических и юридических лиц силой государственного принуждения.
Составной частью российского права является экологическое право, регулирующее общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Подытоживая сказанное, можно сформулировать следующее определение. Правовая охрана окружающей природной среды – это система обязательных взаимосвязанных и взаимодополняемых мер, закрепленных в соответствующих нормативных актах и направленных на сохранение, восстановление и улучшение природы и ее ресурсов, необходимых для нормальной жизни граждан и развития материального производства.
Список использованной литературы
1.Борецкий А.В., Диканова Т.А., Коровина Н.А. Правовое регулирование контроля и надзора за исполнением законодательства об охране природы на водном транспорте. Учеб. пособие – М.: Изд-во МНЭПУ, 1996.-120с.
2. Водный кодекс Российской Федерации.
3. Виноградов В.П., Винокуров А.Ю., Винокуров К.Ю., Винокуров Ю.Е. прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства: Пособие для природоохранных прокуроров – М.: Изд-во МНЭПУ, 1999.-252с.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации.
5. Дементьев В.С., Соболь С.В., Февралев А.В., Цымбалов С.Д. Эксплуатация и безопасность гидроузлов на малых реках: Учебное пособие – Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.- строит. ун-т, 2005.-135с.
6. Евремова Г.Х., Андрианова М.С., Кроз М.В. Психологические проблемы управления в коллективах органов прокуратуры. Научно-методическое пособие. М., 2005.-52с.
7. Конституция Российской Федерации.
8. Коллектив авторов. Организация работы городской (районной) прокуратуры. Методическое пособие. М., 2001.-297с.
9. Лесной кодекс Российской Федерации.
10. Материалы научно-практической конференции «Освоение и использование природных ресурсов Волгоградской области – путь устойчивого развития региона». 15-16 декабря 2000г.
11. Практическое пособие по составлению раздела «Охрана окружающей среды» в составе рабочего проекта на строительство и обустройство скважин на стадии поиска, пробной эксплуатации и разработки месторождений нефти и газа. – М.: НИА-Природа, ВО РЭА, 2002.-128с.
12. Постановление Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» с Положением об учете федерального имущества.
13. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2000 г. № 648 «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности».
14. Положение о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 г. № 691.
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 г. № 925 «О российском фонде федерального имущества».
16. Правила проведения конкурсов на право заключения договоров доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1997 г. № 989.
17. Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585.
18. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2007 г. № 367 «О мерах по реализации статьи 54 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
19. Роль правоохранительных органов в охране окружающей среды, в том числе на объектах ТЭК. Сборник статей. Часть 1. Состояние законности в экологической сфере и проблемы совершенствования экологического законодательства. М., 2005.-112с.
20. Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ. Т. 2. – Тула: Издательский Дом «Автограф», 2004.-672с.
Приложение 1
Сведения о состоянии гидротехнических сооружений (ГТС), расположенных на территории Волгоградского региона на 1 квартал 2008 года
Приложение 2
Результаты работы по надзору за исполнением природоохранного законодательства в части эксплуатации гидротехнических сооружений Волгоградской межрайпрокуратуры
Приложение 3
Сведения о результатах проверок исполнения законодательства хозяйствующими субъектами при обеспечении населения питьевой водой (поверхностные и подземные водные объекты)
Отчет по вашим требованиям на тему "Деятельность Волгоградской природоохранной прокуратуры " можно заказать в компании «DiplomTime».