ОТЧЕТ
о прохождении преддипломной практики
на примере ООО «Скат-Форвард»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Общая характеристика транспортного экспедирования грузов предприятия ООО «Скат-Форвард»
Анализ финансового состояния предприятия ООО «Скат-Форвард
2.1 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия ООО «Скат Форвар»
2.2 Анализ состояния и эффективности использования основных фондов ООО «Скат-Форвард»
Анализ использования трудовых ресурсов транспортно-экспедиторской предприятия ООО «Скат-Форвард»
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современного транспортного рынка экспедиторские предприятия стали ключевым звеном в перевозочном процессе. Они берут на себя роль архитектора и дирижёра перевозок. Выбрав схему транспортировки и определив, кем и в каком подвижном составе будет осуществляться доставка, экспедитор обеспечивает своевременное выполнение основных и дополнительных планов перевозки по железной дороге. Далее он получает от клиента плату и рассчитывается с перевозчиками; оформляет необходимые документы, получает и выдаёт грузовые квитанции; завозит груз на станцию и вывозит его с грузовых фронтов; контролирует погрузку и пломбирование вагонов, а по прибытии - проверку сохранности и обеспечивает выгрузку.
Сегодня как никогда актуальны задачи увеличения объемов перевозок, повышение экономической эффективности деятельности многочисленных отечественных грузовых и пассажирских перевозчиков и экспедиторов. И не только на внутренних линиях. Как свидетельствует зарубежный опыт, качественного «скачка» в транспортной сфере можно достигнуть лишь за счет использования новых технологий обеспечения процессов перевозок, отвечающих современным требованиям и высоким международным стандартам.
Внедриться и освоить новые коридоры - один из путей увеличения доли перевозок отечественных перевозчиков на транспортном рынке. Спрос на экспорт транспортных услуг в мире к 2011 г. может достичь показателя в 8-9 млрд. долл. в год. Быть готовым предложить конкурентные, более выгодные условия потенциальным клиентам на столь перспективном рынке -важная и решаемая задача.
К услугам, оказываемым экспедиторскими предприятиями, относят:
1) Услуги, связанные с перевозкой груза;
2) Выбор транспорта и маршрута перевозки;
3) Заключение договора (договоров) перевозки груза;
4) Услуги по обеспечению отправки и получения груза;
5) Сопровождение груза в пути, а также другие обязанности связанные с перевозкой.
Перевозка груза осуществляется по «Договору экспедирования». Основным положением этого договора является, как правило, организация перевозки в смешанном сообщении - то есть различными видами транспорта. В этом случае экспедиторская предприятия принимает широкий круг обязанностей: по отношению к грузовладельцу выступает в роли договорного перевозчика; в то же время берёт на себя роль грузовладельца во взаимоотношениях с перевозчиками, владельцами складов, с перевалочными предприятиями, таможенными органами и другими участниками перевозочного процесса. По данным «Международной организации экспедиторов» (FIATA), в мире действуют 35 тысяч крупных и средних и около 180-ти тысяч малых экспедиторских предприятий.
До 2003 года положение предприятий, оказывающих экспедиторские услуги, было неопределённым, т.к. действующее в то время законодательство весьма расплывчато определяло правовое положение экспедитора». «Гражданский Кодекс» даёт лишь общие положения о «Договоре транспортной экспедиции», но в 2003 году всё изменилось т.к. 11 июня был принят федеральный закон «О транспортно - экспедиционной деятельности», который определил понятие «экспедитор» в Российском законодательстве. Этот закон направлен на создание условий для обеспечения предоставления качественных услуг, связанных с перевозками грузов, на установление единообразных требований к экспедиторам и клиентам при выполнении договора транспортной экспедиции, на определение прав, обязанностей и ответственности грузовладельцев и экспедиторов в процессе экспедирования грузов, на повышение экономической эффективности их перевозок.
На предприятии ООО «Скат-Форвард» большое значение играют: разработка системы управления доходности, подходы к распределению обязанностей, принципы создания перспективной организации.
В условиях действующей рыночной экономики особое внимание многими предприятиями уделяется анализу доходов и всесторонней их характеристике. Значение такого анализа первостепенно для функционирования отдельных предприятий и организаций, подчиненных рыночным законам, так как акцентируется внимание на том, что правильное управленческое решение по улучшению финансового положения предприятия может быть принято лишь на основе глубокого экономического анализа сложившихся ситуаций и ближайших перспектив его развития.
Основная цель любого предприятия состоит в максимизации возможностей увеличения доходов ее вложения. В период перехода к рыночной экономике это становится важной задачей. Т.е. важным фактором дальнейшего развития любого предприятия является поток поступающих денежных средств, превышающих платежи.
Преддипломная практика проходила на предприятии ООО «Скат Форвард» в городе Новороссийске, в должности менеджера.
Основные задачи данного практического исследования:
изучить организационную структуру предприятия ООО «Скат Форвард»;
проанализировать финансово-экономическое состояние предприятия «Скат-Форвард»;
произвести анализ и оценку технического состояния основных средств и особенно наиболее активной их части;
проанализировать использования трудовых ресурсов транспортно-экспедиторского предприятия ООО «Скат-Форвард».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОГО ЭКСПЕДИРОВАНИЯ ГРУЗОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СКАТ-ФОРВАРД»
Общество с ограниченной ответственностью «Скат-Форвард» - является транспортно - экспедиторским предприятием, осуществляющее перевалку экспортных и транзитных генеральных грузов, контейнерных грузов, а также негабаритной и тяжеловесной техники и оборудования.
Общество с ограниченной ответственностью «Скат-Форвард» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на территории Краснодарского края на основании и в соответствии с законодательством РФ и собственного настоящего Устава.
Местонахождение данного предприятия и почтовый адрес, по которому предприятие ООО «Скат-Форвард» осуществляет связь:
РФ, 353901, Краснодарский край, г.Новороссийск, ул. Кутузовская 4 e - mail: import@skat-f.com
телефон: (8617) 61-36-54; Тел.: (8617) 61-38-77;
факс: (8617) 64-45-86
Одним из ведущих экспедиторов в Новороссийском порту, занимающихся импортом сахара - сырца, является ООО «Скат-Форвард». Предприятия была создана в 1992 году и изначально называлась ООО «Скат-Ф». В 2004 году она вошла в группу предприятий которые оказывают ряд услуг в таких портах как Новороссийск, Туапсе, Ейск, Ростов-на-Дону и Темрюк. Такие предприятия как «Скат-Yeysk », «Новоэйдженси», «Агентство Скат» и «Скат-Tuapse» предоставляет агентские и экспедиторские услуги в портах Туапсе, Ейск и Новороссийск. Кроме того расположенная в Новороссийске предприятия «Скат-А» является эксклюзивным экспедитором тропических масел в порту.
К услугам предоставляемым предприятием ООО Скат-Форвард относятся:
Международные перевозки:
организация доставки «от двери до двери»;
международные перевозки любым видом транспорта из любой точки мира;
внутренние перевозки по Европе, России и СНГ;
разработка оптимальных логистических схем;
подготовка полного комплекта транспортных и товаросопроводительных документов;
Таможенное оформление:
разработка оптимальных схем импорта/экспорта «под ключ»;
декларирование и оперативное таможенное оформление грузов;
консультирование в области ВЭД;
Услуги по сертификации:
получение сертификатов соответствия и происхождения;
получение фитосанитарных, санитарно - эпидемиологических и ветеринарных свидетельств;
Страхование грузов:
возмещение реальной стоимости груза в случае его полной или частичной утраты по любой причине, в том числе - в результате аварии, кражи или ограбления, стихийного бедствия, военных действий, ареста, конфискации, неправомерных действий государственных органов, изменения действующего законодательства т.д.
Предприятия «Скат-Форвард» осуществляет выгрузку судов - сахарников на западном, восточном и центральном районах порта.
Западный район - самый крупный из трех сухогрузных терминалов, располагает десятью причалами. Именно здесь находятся мощности НМТП по обработке контейнеров и ролкерных судов (Причал №14). Контейнерный терминал располагает значительными площадями для хранения контейнеров, в том числе со скоропортящимися грузами. Здесь предлагаются также услуги по расформированию и загрузке грузов в контейнеры, а также мелкий ремонт контейнеров.
На Западном районе перерабатываются большие объемы металлов, в частности рулонной стали и слябов. Кроме того, здесь производится обработка значительного количества экспортируемых минеральных удобрений навалом.
Располагающий несколькими причалами зерновой комплекс был модернизирован с целью обеспечения возможности как разгрузки, так и погрузки судов с использованием специализированного конвейерного и пневмооборудования.
Два причала специализируются на обработке вин, растительных масел и других жидких продовольственных и химических грузов наливом.
Центральный район - второй по величине сухогрузный район порта, располагающий восемью причалами. На Центральном районе обрабатываются значительные объемы черных и цветных металлов.
На причалах №10, 12, 13 района располагается специализированный комплекс по обработке сахара-сырца. Этот комплекс является крупнейшим в России и через него проходит основной объём перегружаемого сахара-сырца Выгрузка сахара с судов производится по прямому варианту -непосредственно в железнодорожные вагоны для дальнейшей транспортировки в южный регион России и за его пределы. Здесь также обрабатываются минеральные удобрения, зерновые и различные виды генеральных грузов, идущих как на экспорт, так и импортируемых.
На Центральном районе располагается современный холодильный склад. Обеспечиваемый диапазон температур от -25С ДО+20С. Годовой объем грузопереработки района достигает 5 миллионов тонн.
Восточный район - является старейшим грузовым районом порта- местом, где начиналось развитие портового хозяйства Новороссийска.
В настоящее время Восточный район располагает современным оборудованием для обработки широкой номенклатуры генеральных и навалочных грузов. На районе располагаются два пневматических зерновых перегружателя высокой производительности.
Восточный район так же соединен трубопроводом с припортовым цементным заводом, что позволяет производить погрузку цемента навалом с помощью специальных пневматических перегружателей непосредственно со складов завода. Рядом располагается специализированный склад, оборудованный установкой для пакетирования цемента.
Несколько причалов на Восточном районе специализированы для погрузки металлолома. Здесь также осуществляется обработка черных металлов.
На данном районе сахар перегружается на специально оборудованном для этого 5 причале.
На территории района располагается специализированный комплекс по перевалке азотных удобрений навалом, мощностью 2 миллиона тонн в год.
Ежегодный объем грузопереработки на Восточном районе, превышает 2 миллиона тонн.
ООО «Скат-Форвард» в Новороссийске является лидером по обработке сыхара-сырца. Сахар является важной составной частью рациона питания населения, поэтому его производство во многих странах пользуется особым государственным покровительством.
Как известно транспортно-экспедиторское обслуживание сложно по своей структуре, но является неотъемлемой частью перевозочного процесса. Особенно сложен документооборот касательно импорта сахара-сырца. В настоящее время экспедиторы используют самые различные формы документов, разрабатывая их сами или привлекая из других отраслей деятельности. Хоть это значительно усложняет документооборот, но в то же время является своеобразной защитой экспедитора перед налоговыми и таможенными органами, поскольку оформленный документ будет представлять собой не только доказательство заключения договора транспортной экспедиции, но и его выполнение.
Следовательно, налогообложение может осуществляться по экспедиторскому документу, а при экспедировании в международном сообщении таможенные органы будут проставлять свои отметки о прохождении товара таможенной границы на экспедиторском документе, что освободит экспедитора от необходимости получения других документов у грузовладельца или перевозчика при освобождении от налога на добавленную стоимость.
В целом документооборот предприятия «Скат - Форвард» состоит из следующих этапов:
1) приход импортного груза в порт.
По прибытии товара в порт составляется ведомость учёта товара. Она является внутрипортовым документом. Один экземпляр ведомости учёта направляется в ОТЭО порта, один - в таможню и один - оставляют на складе. Во всех случаях обнаружения недостач или излишков, а также повреждения груза или тары на складе порта составляют акт-извещение.
Акт-извещение составляют в шести экземплярах и подписывают их представители порта, судна и таможни. Два экземпляра акта-извещения передают экспедиционной конторе, один - судну, один - таможне, один - ОТЭО, а один оставляют на складе.
Генеральный акт составляют на складе в семи экземплярах на основании ведомости принятых импортных грузов. По два экземпляра генерального акта передают на судно и экспедиционной конторе, а по одному в таможню и ОТЭО. Один экземпляр генерального акта оставляют на складе.
Генеральный акт и акты-извещения являются документами, удостоверяющими, что импортный груз принят от судна в количестве, указанном в них, и за которое порт несет материальную ответственность.
Внутрипортовые перевозки грузов с причала на склад и межскладские перемещения грузов оформляют путевым листом, который составляют в двух экземплярах;
2) отправление грузов из порта.
На каждую по вагонную или мелкую отправку приемосдатчик порта составляет отвес или спецификацию, передает в ОТЭО два экземпляра, а по одному оставляют на складе, ОТЭО по одному экземпляру отвеса и спецификации направляет экспедиционной конторе.
На основании отвеса и спецификации в ОТЭО выписывают железнодорожную накладную, которая поступает на склад, а затем передается весовщику железной дороги.
После погрузки груза в вагон на железнодорожной станции выписывают железнодорожную квитанцию, которая сначала поступает в ОТЭО, а затем ОТЭО передает ее экспедиционной конторе.
При выдаче импортного груза на месте, непосредственно грузополучателю, на складе выписывают расходную накладную.
Расходную накладную составляет начальник складской группы в трех экземплярах, из которых два передают в ТЭК, а один - оставляют в делах складской группы. В свою очередь ОТЭО один экземпляр расходной накладной передает грузополучателю;
3) отправление из порта импортного груза.
По окончании рабочих суток складская группа составляет сводку движения грузов, где перечисляют все вагоны, которые были погружены за сутки. Введением этой сводки преследуется цель - исключить выпуск без документных вагонов на ж/д, кроме того, она служит для контроля за поступлением от складских групп отвесов на погруженные причалом за сутки ж/д вагоны.
Организационно - функциональная структура управления - это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающий в её рамках персонал мог наиболее эффективно добиться поставленной перед ним цели. Персонал предприятия - это один из важнейших ресурсов предприятия, обеспечивающий успешное развитие производства. Наряду с материальными и техническими ресурсами он нуждается в грамотном и рациональном управлении.
Организационно-функциональная структура управления ООО «Скат-Форвард» представлена на рис.1
Рисунок 1 - Организационно-функциональная структура управления ООО «Скат-Форвард»
Из представленного рисунка видно административно-управленческий аппарат осуществляет координирование деятельности остальных отделов предприятия, соответствие всех нормативно-правовых актов действующему законодательству, а также решает все затруднительные вопросы возникающие в процессе работы. Часть управляющего аппарата находится в г. Туапсе где решает вопросы касательно перевалки сахара-сырца.
Директор предприятия организует её деятельность, выступает от имени организации во взаимоотношениях с государственными органами, юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации и за рубежом. К основным полномочиям директора можно отнести:
издание приказов;
утверждение структуры и должностных обязанностей работников предприятия;
распоряжение денежными средствами в соответствии со сметой доходов и расходов предприятия;
определение видов и размеров надбавок, доплат и прочих выплат, носящих стимулирующий характер, в пределах выделенных ассигнований, а также средств, полученных предприятием от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Директор несёт персональную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение предприятием функций, а также за целевое использование бюджетных средств.
В функции бухгалтерии входит отслеживание всей финансовой отчётности и урегулирование спорных, финансовых вопросов касательно расчётов с посредниками и клиентами, а также отношений с налоговыми органами.
К основным обязанностям бухгалтера относятся:
учёт финансовых документов;
подготовка финансовой отчётности;
расчёт НДС;
расчёты с бюджетом;
исчисление подоходного налога;
начисление заработной платы работникам.
Также одной из основных задач бухгалтера является исчисление налогов. В обязанности бухгалтера в этом случае будут входить следующие функции:
определение балансовой прибыли предприятия для целей налогообложения;
определение сумм, которые были направлены в бюджет по ошибке, с целью их зачета в последующем;
предоставление рекомендаций, направленных на снижение размера налогооблагаемой прибыли.
Основную часть работы по оказанию транспортно-экспедиторского обслуживания осуществляют транспортно-экспедиторский отдел и служба по таможенному оформлению товаров. Основным работником транспортно-экспедиторского отдела является экспедитор.
Схема взаимодействия экспедитора и других участников транспортного процесса графически показана на рис.2.
Рисунок 2 - Схема взаимодействия экспедитора и других участников транспортного процесса
Экспедитор это человек, принимающий груз (равно как и сопроводительные документы, наличие которых обязательно) со склада, проверяющий целостность тары, контролирующий состояние транспорта и необходимого для грузовых перевозок приспособления, правильность проведения работ грузчиками, размещение грузов. Помимо этого, в число прямых обязанностей экспедитора входит погрузка и разгрузка товаров, сопровождение грузов к месту назначения, обеспечение необходимого режима хранения и сохранности материальных и денежных ценностей в процессе перевозки, сдача доставленного груза, оформление всей необходимой документации, в том числе, в случае непредвиденных обстоятельств, актов на недостачу, порчу и так далее.
Во время исполнения своих обязанностей экспедитор также, в обязательном порядке, должен уведомлять клиента о любых отступлениях от его указаний, если они происходят. При приеме перевозимого груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ и предоставить оригиналы договоров, заключенных им. Однако экспедитор не имеет права заключать договор страхования груза от имени клиента, если договор экспедиции не предусматривает подобную обязанность.
В то же время, безусловно, экспедитор, помимо обязанностей, имеет и определенные права. К примеру, он имеет полное право удерживать перевозимый груз до момента уплаты вознаграждения, при этом в случае порчи груза во время ожидания вознаграждения экспедитор ответственности не несет.
Что же касается документации, экспедитор вправе не начинать исполнение своих обязанностей до тех пор, пока клиент, заказавший грузовую перевозку, не предоставит необходимые для осуществления экспедирования документов, а также полную информацию об условиях перевозки груза и его свойствах.
Согласно Федеральному закону «О транспортно-экспедиционной деятельности» к основным правам и обязанностям экспедитора можно отнести следующее:
Права экспедитора:
экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по независящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.
В случае, если указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору транспортной экспедиции и экспедитор по независящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить указания клиента, экспедитор оказывает экспедиционные услуги исходя из интересов клиента;
в случае, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведенных в соответствии с настоящим пунктом изменениях;
экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества.
За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, ответственность несет клиент;
экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции;
экспедитор вправе проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.
Обязанности экспедитора:
экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции;
в случае, если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором;
экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей;
при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности;
экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.
В целом экспедиторы получают все необходимые разрешения необходимые для начала выгрузки груза. Получением разрешения у таможенных органов и дальнейшим его оформлением занимаются специалисты по таможенному оформлению или декларанты.
Декларант - это обобщенное понятие, являющееся одним из ключевых понятий в таможенном праве. Среди прочих понятий его содержание раскрытого в ст. 18 ТК РФ «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе»: декларант - это лицо, перемещающее товары, или таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени (п. 10 ст. 18 ТК РФ). А Проектом нового Таможенного кодекса РФ декларант определяется еще проще - как лицо, декларирующее и предъявляющее товары и транспортные средства от собственного имени.
Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения через таможенную границу России физическими лицами товаров не для коммерческих целей и иных случаев, определяемых ГТК России.
Обязанности декларанта.
основная: обязанность производить декларирование товаров и транспортных средств в соответствии с порядком, предусмотренном Таможенным кодексом;
обязанность предъявления таможенному органу по его требованию декларируемых товаров и транспортных средств. Порядок предъявления декларируемых товаров и транспортных средств как составной части процедуры их таможенного оформления устанавливается нормативно-правовыми актами ГТК России. В частности, Указанием ГТК России от 16 октября 1996 г. № 01-14/1180 установлен порядок предъявления декларируемых товаров, ввозимых в Россию в соответствии с таможенными режимами выпуска для свободного обращения, реимпорта и свободного склада;
обязанность представления таможенному органу документов и иных дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей. Представлением таких документов должна сопровождаться подача в таможенный орган таможенной декларации. Однако, если перечень документов окажется неполным, либо в них будет отсутствовать та или иная необходимая для таможенных целей информация, то таможенный орган, принявший таможенную декларацию (а не принять ее он не вправе в силу требований закона), вправе потребовать у декларанта предоставить все необходимые документы. А декларант обязан выполнить это требование в установленный для этого таможенным органом срок;
обязанность уплаты таможенных платежей. И хотя по общему правилу любое заинтересованное в этом лицо вправе уплатить таможенные платежи за таможенную очистку того или иного товара, обязанность за их уплату лежит именно на декларанте. И это косвенно подчеркнуто в ч. 7 ст. 124 ТК РФ.;
обязанность оказания содействия таможенным органам в производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, в том числе - и путем совершения требуемых грузовых и иных операций. В добросовестном и своевременном выполнении этой обязанности заинтересован и сам декларант (особенно если он является и владельцем декларируемых товаров), поскольку это в конечном счете сокращает время производства таможенного оформления, а следовательно - и расходы на оплату временного хранения товаров на складе.
Перечисленный выше перечень обязанностей декларанта является исчерпывающим. Все иные предусмотренные нормами таможенного законодательства обязанности декларант должен выполнять при условии, что он, помимо статуса декларанта, обладает и статусом иного участника таможенно-правовых отношений. Например, если он наделен статусом таможенного брокера, то должен исполнять все обязанности таможенного брокера, которые подробно мы рассмотрим чуть позже.
Основные права декларанта.
декларант вправе присутствовать при производстве таможенного оформления;
декларант вправе подавать с разрешения таможенного органа таможенную декларацию и предоставлять иные документы на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенного органа, производящего таможенное оформление;
декларант вправе с разрешения таможенного органа совершать отдельные действия с товарами и транспортными средствами (упаковку, переупаковку, взятие проб и образцов и пр.) до окончания производства их таможенного оформления;
декларант вправе получать информацию о причинах принятого таможенными органами решения в отношении декларируемых им товаров и транспортных средств.
Помимо таможенных органов и декларантов в процедуре таможенного оформления перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств нередко фигурируют и иные его участники, такие как таможенный брокер, таможенный перевозчик и др.
Таким образом, на основании произведённого анализа организационно-функциональной структуры управления ООО «Скат-Форвард» можно сделать вывод о том, что данное предприятие является организацией с не сложной организационно-функциональной структурой. За каждым сотрудником организации закреплен круг его непосредственных прав обязанностей, которые соответствуют его положению и должности.
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СКАТ-ФОРВАРД»
2.1 Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Скат-Форвард»
Финансовый результат деятельности предприятия ООО «Скат-Форвард» характеризуется суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем выше показатели прибыли и рентабельности, тем более эффективней функционирует предприятие и тем устойчивее его финансовое состояние. Прибыль представляет собой разность между полученными доходами от транспортно-экспедиторского обслуживания и произведенными расходами, необходимыми для осуществления экспедирования грузов. Доходы предприятия ООО «Скат-Форвард» складываются от реализации услуг по транспортному экспедированию груза сахара-сырца на территории России и стран СНГ.
В экономической сфере основной целью предприятия ООО «Скат-Форвард» является получение доходности. Доходность является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество производимой продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем доходность оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности. Доходность является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей организации, но и имеет большое значение в формировании ресурсов бюджета и внебюджетных фондов.
Данные по показателям финансовой деятельности предприятия представлены в табл.1
Таблица 1-Финансовые показатели деятельности ООО «Скат-Форвард» за 2007-2009 годы
На основании данных представленных в табл.1 можно сделать вывод о низком показателе прибыли, по отношению к доходам предприятия. Положительным моментом является постоянный рост данного показателя, однако следует отметить, что в 2007-м и 2008-м году прибыль, полученная от продажи транспортно-экспедиторских, услуг была отрицательной и составляла -920 тыс. руб. и -752 тыс. руб. соответственно. В эти периоды положительное значение чистой прибыли достигалось за счет прочих доходов и услуг сторонним организациям, которые неуклонно растут на протяжении всего анализируемого периода и значительно превышают прочие расходы.
В период с 2008-го по 2009-е годы значительно выросли доходы, темп роста составил 135,9%, а абсолютное отклонение приняло значение равное 4050 тыс. руб.. Также следует отметить, что в 2009-м году доходы от оказания транспортно-экспедиторских услуг впервые превысили аналогичные расходы и прибыль от реализации услуг составила 265 тыс. руб.
Для точного определения доходности и эффективности деятельности предприятия ООО «Скат-Форвад» необходимо провести расчет уровня рентабельности.
Рентабельность деятельности предприятия рассчитывается по следующей формуле:
, (1)
где П - чистая прибыль, руб.;
R - расходы предприятия, руб.
Воспользовавшись вышеприведенной формулой рассчитаем показатель рентабельности по годам в анализируемом периоде:
,
,
.
Уровень рентабельности предприятия ООО «Скат-Форвард» слишком низок. Это обусловлено большой величиной расходов предприятия по сравнению с ее доходами, причем основную часть от общей массы составляют расходы связанные с транспортно-экспедиторским обслуживанием. Доля внереализационных и прочих расходов невелика и составляет 4,9%, 9,77% и 11% по годам анализируемого периода.
Положительным моментом является постоянный рост уровня рентабельности на протяжении всего анализируемого периода. В 2008-м году рентабельность выросла на 2,685%, по сравнению с 2007-м, а к 2009-му году на 3,274%, по сравнению с 2008-м и, в конечном итоге, приняла значение равное 6,587%.
Анализ себестоимости, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по возможности снижения себестоимости услуг. Под себестоимостью услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, материалов, электроэнергии, труда, используемых непосредственно в процессе предоставления экспедиторских услуг. Для проведения анализа себестоимости услуг ООО «Скат-Форвард» следует изучить полную себестоимость, предоставляемых ею услуг, по основным элементам затрат.
Предприятия ООО «Скат-Форвард» предоставляет транспортно-экспедиторские услуги. Расходы которые предприятие несет в процессе осуществления своей деятельности имеют структуру, представляющую собой затраты по статьям калькуляции. Из основных статей калькуляции расходов следует выделить материальные затраты такие как, расходы на запасные части, расходы на топливо и ГСМ и транспортные расходы, затраты на оплату труда работников предприятия, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов и прочие расходы.
По отношению к объему предоставляемых услуг все расходы можно разделить на постоянные (амортизация, арендная плата, охрана и др.) и переменные, которые изменяются пропорционально объему экспедирования.
Динамика и структура расходов ООО «Скат-Форвард» за три года представлена в приложении А.
Согласно данным, представленным в приложении А, основную часть в структуре расходов предприятия ООО «Скат-Форвард» занимают расходы на оплату труда. В период с 2007 по 2009 годы наблюдается рост расходов на оплату труда. В 2008 году они увеличиваются на 1098,48 руб. по сравнению с 2007-м годом, при этом темп роста составил 124,63%. К 2009-му году объем расходов на оплату труда увеличился на 128,59%, по сравнению с 2008-м, и составил 7147,15 руб.
Следует отметить положительную тенденцию роста расходов по оплате труда т.к. в проведенном ранее анализе трудовых ресурсов ООО «Скат-Форвард» было установлено, что численность персонала предприятия на протяжении анализируемого периода практически не менялась. Таким образом, можно говорить об увеличении окладов работников предприятия.
Тенденция увеличения также просматривается и по другим статьям расходов. Например материальные затраты в 2008 и 2009 году выросли на 180,04% и 129,24, и составили 578,401 руб. и 747,533 руб. соответственно. Их доля в общей массе затрат выросла к 2009-му году по сравнению с 2007-м на 1,16% и составила 4,95%. Основную часть материальных затрат составляют затраты на топливо и ГСМ, а также транспортные расходы поэтому увеличение данной стать расходов может быть обусловлено ростом разъездов выполняемых работниками предприятия.
Следует отметить рост таких статей как прочие и внереализационные расходы, доля которых в 2007-м году составляла 24,46% и 5,12%, к 2008-му - 37,01% и 10,85%, а к 2009-му составила 33,35% и 12,42% соответственно. Этот рост негативно сказался на общей структуре расходов т.к. в общей массе уменьшилась доля расходов на оплату труда. В 2007-м году она составляла 52,85%, в 2008-м 46,17, к 2009-му году выросла на 1,19% и составила 47,36%, но в целом по сравнению с 2007-м годом упала на 5,49%.
Для выявления зависимости себестоимости перевалки 1-й тонны груза от расходов и других факторов влияющих на нее необходимо провести индексный анализ. Себестоимость перевалки 1-й тонны груза зависит от значения расходов за транспортно-экспедиторское обслуживание груза и количество перегруженных тонн данного груза. Данные по этим показателям представлены в табл.2.
Таблица 2-Показатели себестоимости перевалки 1-й тонны груза за 2007-2009 года
При первом взгляде на табл. 2 можно сразу сказать, что в 2008 году себестоимость выросла за счет увеличения расходов на обслуживание, а в 2007-м снизилась за счет увеличения количества перерабатываемого груза.
Для выявления более точной степени влияния каждого показателя на себестоимость проведем индексный анализ.
Влияние изменения расходов на себестоимость переработки 1-й тонны груза можно определить по следующей формуле:
, (2)
Где - абсолютное отклонение себестоимости за анализируемый период;
- приращение индекса себестоимости
, (3)
- приращение индекса себестоимости по фактору расходов, который определяется по следующей формуле:
, (4)
где ; (5)
; (6)
- индекс расходов;
- индекс объемов.
Также необходимо рассчитать влияние изменения объема грузопереработки на себестоимость. Данный показатель можно рассчитать по следующей формуле:
, (7)
где - приращение индекс себестоимости по фактору объемов грузов;
. (8)
Проведем расчет по вышеперечисленным формулам возпользовавшись имеющимися данными за 2007-2009 годы:
1) Индекс расходов:
;
.
2) Индекс объемов;
;
.
3) Индекс себестоимости;
;
.
4) Приращение индекса расходов:
;
.
5) Приращение индекса объемов:
;
.
6) Приращение индекса себестоимости:
;
.
7) Приращение индекса себестоимости по фактору расходов:
;
.
8) Приращение индекса себестоимости по фактору объемов:
;
.
9) Влияние изменения расходов на себестоимость:
;
.
10) Влияние изменения объема грузопереработки на себестоимость:
;
.
При подстановке полученных результатов следующее тождество должно быть верным:
.
Проведем проверку полученных результатов:
;
.
Результаты проверки совпадают с ранее рассчитанными в табл.2 значениями отклонений показателя себестоимости, поэтому проведенный анализ можно считать правильным. Значения рассчитанных показателей приведены в табл.3.
Таблица 3-Значения факторов влияющих на себестоимость
Применив метод индексного анализа факторов влияющих на себестоимость переработки 1-й тонны груза, было установлено, что отрицательное влияние, т.е. повышение, на себестоимость оказывает фактор увеличения расходов на транспортно-экспедиторское обслуживание. Он вызвал рост себестоимости на 6,6934 руб/т в 2008 году и на 3,6364 руб/т в 2009-м. Однако стоит отметить, что увеличение количества перегружаемого груза положительно повлияло на себестоимость, вызвав её снижение. В 2008 году этот фактор вызвал снижение себестоимости на 3,4468 руб/т, однако из-за большого роста расходов на транспортно-экспедиторское обслуживание, указанных выше, себестоимость все же повысилась на 3,25 руб/т и составила 20,17 руб/т. Но к 2009-му году положительное влияние увеличения количества груза снизило себестоимость на 13,5723 руб/т и она приняла значение равное 10,42 руб/т.
В целом следует отметить тенденцию снижения себестоимости транспортно-экспедиторского обслуживания 1 тонны груза, которая достигается путем увеличения объема перегружаемого груза, темп роста которого превышает аналогичный показатель по росту расходов. Можно также сказать, что тенденция снижения показателя себестоимости в 2009-м году продолжится в 2010, т.к. на этом году ожидается рост объемов перевалки, при принятии предприятием правильных решений и осуществлении верной экономической политики.
2.2 Анализ состояния и эффективности использования основных фондов ООО «Скат-Форвард»
Основные фонды предприятия являются одним из важнейших факторов увеличения производительности его работы и улучшения качества его услуг. Следует отметить что предприятия ООО «Скат-Фовард» имеет очень небольшие основные фонды, необходимые и достаточные для осуществления своей деятельности. В данном случае производственные фонды несут в себе функцию средств труда и участвуют в течении длительного времени в процессе осуществления транспортно-экспедиторской деятельности предприятия, сохраняя на протяжении собственного срока службы первоначальную натуральную форму. Амортизация по ним начисляется частями по мере износа ежемесячно, т.е. они постепенно переносят свою стоимость на экспедиторские услуги, являющиеся продукцией данной фирмы.
Основные фонды ООО «Скат-Форвард» включают:
-офисная мебель;
-оргтехника;
-транспорт.
Основные фонды предприятия ООО «Скат-Форвард» можно разделить по степени их участия в процессе оказания услуг на активную часть, к которой относится транспорт, и пассивную часть, включающую офисное помещение со всей мебелью и оргтехникой. Непроизводственных основных фондов, так как жилые дома, базы отдыха и иные помещения, непосредственно не участвующих в процессе оказания услуг, предприятие не имеет. Для выполнения анализа основных фондов проводится сопоставление отчетных данных, показывающих их стоимость на начало и конец отчетного, анализируемого периода.
Таблица 4-Динамика движения основных фондов ООО «Скат-Форвард» за 2007год
При анализе структуры движения основных фондов за 2007 год видно, что на начало года предприятие вообще таковых не имело. Это объясняется тем, что в конце 2006 начале 2007 года произошла перерегистрация предприятия и все основные фонды, имеющиеся в наличии у предприятия, заново поступили на его баланс. Следует также отметить, что основную долю основных фондов составляет оргтехника (78,57%). Это связано с трудоемкостью и обширностью документооборота при экспедировании груза сахара-сырца.
В 2008 году продолжилось увеличение основных фондов, однако следует отметить, что росла только стоимость оргтехники. Наглядно это можно проследить на таблице 5.
Таблица 5-Динамика движения основных фондов ООО «Скат-Форвард» за 2008 год
Наглядно демонстрирует в табл. 5, что в 2008 единственным фактором, вызывающим рост основных фондов предприятия, является покупка новой оргтехники (100% роста) и/или модернизация старой - (100% роста), благодаря ей основные форды предприятия увеличились более чем в два раза, а именно на 230,73%. Также налицо отсутствие транспортных средств, это говорит о том, что при выполнении своих должностных обязанностей работники пользуются личном транспортом.
В 2009 году произошли разительные изменения в структуре основных фондов, которые представлены в таблице 6.
Таблица 6-Динамика движения основных фондов ООО «Скат-Форвард» за 2009 год
Из представленной таблицы видно, как кардинально изменилась структура основных фондов ООО «Скат-Форвард» за 2009 год. В этом году на их обновление было потрачено более одного миллиона рублей, в результате чего они увеличились на 319,12%. В связи с возникшей острой необходимостью были приобретены два транспортных средства общей стоимостью 798561 руб., что составило 74,13% от всех поступивших средств и 51% от общей стоимости основных фондов на конец года. Также продолжился рост стоимости оргтехники и на конец года она равнялась 724579 руб., что составляет 46,19% от общей стоимости фондов.
В целом динамика наличия основных фондов ООО «Скат-Форвард» на начало и на конец года представлена на рис.3 и рис.4 соответственно.
Рисунок 3- Динамика наличия основных фондов ООО «Скат-Форвард» на начало года
Рисунок 4- Динамика наличия основных фондов ООО «Скат-Форвард» на конец года
Диаграммы, представленные на рис.3 и рис.4, демонстрируют на скорость пополнения основных фондов за анализируемый период и на их примере, также можно проследить большой скачок произошедший к концу 2009 года.
Для более детального анализа состояния основных фондов необходимо рассчитать следующие показатели:
Коэффициент износа:
, (9)
где А - сумма амортизационных отчислений, тыс. руб.;
- стоимость основных фондов на конец года, тыс.руб..
Коэффициент годности:
, (10)
Следующие показатели позволят оценить степень воспроизводства основных фондов:
Коэффициент обновления - характеризует долю новых основных средств в составе всех фондов на конец года:
, (11)
где - стоимость поступивших основных фондов, тыс. руб.;
- стоимость основных фондов на конец года, тыс. руб..
Коэффициент выбытия основных фондов:
, (12)
где - стоимость выбывших основных фондов, тыс. руб.;
- стоимость основных фондов на начало года, тыс. руб..
Коэффициент интенсивности обновления основных фондов:
, (13)
где - стоимость выбывших основных фондов, тыс. руб.;
- стоимость поступивших основных фондов, тыс. руб..
Коэффициент прироста:
, (14)
Коэффициент масштабности обновления основных фондов:
, (15)
где - стоимость поступивших основных фондов, тыс. руб.;
- стоимость основных фондов на конец года, тыс. руб..
Коэффициент стабильности основных фондов - характеризует сохраняемые для дальнейшего использования фонды:
. (16)
Результаты расчетов данных показателей сведем в табл. 7
Таблица 7-Показатели движения основных производственных фондов
Основываясь на данных, представленных в таблице 7, можно сделать вывод о том, что основные фонды предприятия ООО «Скат-Форвард» находятся хорошем состоянии о чем свидетельствует высокое значение коэффициента годности, равного 0,833, 0,718 и 0,724 в 2007, 2008 и 2009 годах соответственно. Однако 2008 год отмечен падением коэффициента годности, отклонение составило -0,115, и ростом коэффициента износа, на ту же величину. Это могло быть вызвано слишком интенсивным использованием основных фондов предприятия и недостаточным объемом их пополнения.
В 2007 коэффициент обновления принимает значение равное 1 в связи с тем, что в период, начиная с конца 2006 и по начало 2007 года, происходила перерегистрация предприятия из-за чего все основные средства были заново внесены на баланс предприятия ООО «Скат-Форвард». Также следует отметить планомерный рост данного коэффициента от 2008 к 2009 году. Это произошло в результате большого пополнения основных фондов, а именно в результате покупки двух транспортных средств.
Положительным моментом является нулевое значение коэффициента выбытия в анализируемом периоде, что свидетельствует об отсутствии списания каких-либо материальных ресурсов предприятия.
В силу того, что в предприятия наблюдается только прирост основных средств, коэффициент интенсивности обновления основных фондов равен 0. По той же причине коэффициент прироста равен коэффициенту обновления.
Коэффициент масштабности обновления принимает столь высокое значение с 2008 по 2009 год т.к. обновление основных фондов в данном периоде времени происходило гигантскими темпами. Для примера следует сказать, что общая в стоимость материальных ресурсов ООО «Скат-Форвард» к 2008 году увеличилась на 100% по сравнению с 2007 г., а к 2009 г.- на 319,12% по сравнению с 2008 г..
Низкое значение коэффициента стабильности, а именно 0,433 и 0,323 в 2008г. и 2009 г. соответственно говорит о том, что у предприятия значительно пополняет свои фонды в течении анализируемого периода, при этом не списывая уже достаточно изношенные.
Для оценки эффективности использования основных фондов предприятия ООО «Скат-Форвард» также следует проанализировать показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности и рентабельности.
Они вычисляются по следующим формулам:
1. Фондоотдача:
, (17)
где Д - доход от ТЭО
-среднегодовая стоимость основных фондов, рассчитывающаяся по формуле:
, (18)
где - количество полных месяцев функционирования основных фондов с момента поступления до конца года;
- количество полных месяцев, оставшихся до конца года с момента выбытия основных фондов.
2.Фондоемкость
, (19)
3.Фондовооруженность:
, (20)
где - среднесписочная численность производственного персонала.
4.Рентабельность основных фонда:
(21)
Исходя из анализа данных, представленных в таблице 8, можно сделать вывод о непропорциональных темпах роста основных фондов. Это происходит вследствие того, что скорость их пополнения намного превышает темпы роста доходов и прибыли, в результате чего показатель фондоотдачи падает на протяжении всего анализируемого периода и в 2007, 2008 и 2009 годах принимает значения равные 84,36, 39,39 и 17,88 соответственно. В то же время наблюдается увеличение показателя фондовооруженности, отклонения которого 2008 году по сравнению с 2007 составило 8036,38 руб./чел., а в 2009 по сравнению с 2008 - 20828,38. Такой сильный рост также произошел вследствие непропорционального пополнения основных фондов.
Положительным моментом является рост показателя рентабельности за период с 2007 по 2009 года, отклонение составило 57,25%. Это свидетельствует о правильности экономической политики предприятия и принятых ею решений. Однако в 2009 году рентабельность снизилась на 10,51% и составила 96,49%. Результатом этого стал слишком большой объем пополнения основных фондов
В целом после анализа состояния и эффективности использования основных фондов ООО «Скат-Форвард» можно отметить, что на конец 2009 года они находятся хорошем состоянии и регулярно пополняются. Следует обратить внимание на немного нерациональную стратегию их пополнения, в результате которой наблюдается падение показателя фондоотдачи и рост показателя фондоемкости. Для нормализации данной ситуации предприятия ООО «Скат-Форвард» следует подкорректировать стратегию пополнения основных фондов и увеличить уровень доходных ставок.
Себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия на производство и реализацию продукции, является одним из основных факторов формирования прибыли. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль и наоборот.
3. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СКАТ-ФОРВАРД»
Персонал предприятия это совокупность всех работников, занятых в едином производственном процессе, независимо от категории и профессий. Предприятия, в достаточной мере обеспеченная трудовыми ресурсами, своевременно и эффективно осуществляет возложенные на неё обязанности по производству продукции, выполнению работ или оказанию услуг.
Обеспеченность предприятий трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют очень большое значение для успешного развития предприятия, роста прибыли, сокращения себестоимости услуг и улучшения ряда других экономических показателей. На объем выпускаемой предприятием продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг влияет численность персонала предприятия. Особенности работы предприятия определяют спрос на трудовые ресурсы.
Персонал ООО «Скат-Форвард» является производственным, т.к. занимается непосредственно оказанием услуг по перевалке сахара-сырца. Работники заняты в непроизводственных сферах, таких как культурно-бытовая или жилищная.
Согласно Российскому законодательству ООО «Скат-Форвард» можно отнести к малым предприятиям, персонал которых не превышает 99 человек.
Предприятия «Скат-Форвард» Состоит из 5-ти структурных подразделений с общей численностью рабочего персонала 34 человека. Более детально распределение рабочих ООО «Скат-Форвард» по структурным подразделениям представлено в таблице 9.
Таблица 9 - Распределение рабочих ООО «Скат-Форвард по структурным подразделениям за 2010 год
Проанализировав данные таблицы можно сделать вывод о том, что основная масса работников, а именно 23 человека, что составляет 67,6% от общей штатной численности, занято непосредственным оформлением груза. Из них таможенным оформлением занимается пять человек, а остальные восемнадцать работают в транспортно-экспедиторском отделе.
В транспортно-экспедиторском отделе доля экспедиторов составляет 61,11%, что является необходимым, т.к. они занимаются оформлением всех необходимых сертификатов и разрешений, касающихся выгрузки груза с судна. Также 16,67% от общей численности работников транспортно-экспедиторского отдела составляют контролеры, которые контролируют выгрузку непосредственно на районе, производят опломбирование вагонов и оформление пропусков на них в порту, работая по графику-сутки через двое
Наглядно структура персонала предприятия, в процентном соотношении, представлена на рис. 5.
Рисунок 5- Структура персонала предприятия ООО «Скат-Форвард»
Из представленного рисунка видно, что административно-управленческий аппарат ООО «Скат-Форвард» составляет 17,6% от общей численности работающих в предприятия, это обусловлено необходимостью обработки большого объема информации в процессе осуществления фирмой своей деятельности, а именно поиска, ведения переговоров с потенциальной клиентурой и заключения соответствующих договоров и контрактов, организации совместной деятельности с предприятиями, предоставляющими необходимые услуги (сюрвейерское обслуживание, перевалка, перевозка грузов ж/д транспортом и пр.)
Также следует отметить, что 14,7% от общей численности персонала занимают специалисты по таможенному оформлению или декларанты. Это обусловлено высокой сложностью таможенного оформления импорта сахара-сырца. Груз данного вида оформляется в порту в режиме ГТД, ВТТ и МТТ, причем каждый режим имеет свои особенности оформления.
Как известно, квалификация работников определяется уровнем специальных знаний и практических навыков и умений, а также степенью сложности выполняемой работы. От возраста, стажа работы, образования зависит квалификационный уровень работника. Данные по возрастному составу ООО «Скат-Форвард» за 2008 год представлены в таблице 10.
Таблица 10-Возрастной состав ООО «Скат-Форвард»
Проанализировав данные из табл. 10 можно сделать вывод о том, что наибольшее число работников ООО «Скат-Форвард» находятся в возрасте от 30-ти до 40-ка лет (12 человек) и от 40-ка до 50-ти (11 человек). Положительным моментом является то, что основная масса работников в возрасте от 31 года до 50 лет. Специалисты в возрасте от 41-го до 50-ти ценны тем, что имеют колоссальный опыт работы и способны быстро и качественно выполнять служебные обязанности. В то же время работники от 31-го года до 40-ка лет также имеют значительный опыт работы и во многих ситуациях способны принимать самостоятельные решения, а также они имеют большой потенциал для роста.
Помимо возрастного состава предприятия очень важной составляющей, характеризующей потенциал фирмы, является качественный состав ее работников. Данный показатель характеризуется квалификацией, образованием и опытом работы. Данные по качественному составу работников представлены в таблице 11.
Таблица 11 - Качественный состав сотрудников ООО «Скат-Форвард»
Данные табл. 11 и рис. 10 показывают, что на протяжении 3-х лет существования предприятия менялось только количество работников с высшим образованием. Это объясняется тем, что, в основном, увольнения и назначения проходили в таких подразделениях предприятия как, транспортно-экспедиторский отдел, бухгалтерия и служба по таможенному оформлению товаров, а в этих отделах работает персонал с высшим образованием. Что же касается работников со средним специальным образованием, то они работают, преимущественно, водителями и младшим обслуживающим персоналом.
Для характеристики движения рабочей силы производится расчет и анализ динамики следующих показателей:
Коэффициент оборота по приёму:
, (22)
где - число человек, принятых на работу;
- среднесписочная численность персонала.
Коэффициент оборота по выбытию:
, (23)
где - число человек, уволенных с работы.
Коэффициент текучести кадров:
, (24)
где - количество уволившихся по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины.
Коэффициент постоянства кадров:
, (25)
где - количество работников, проработавших весь год.
Результаты расчетов по выше приведенным показателям сведем в табл. 12.
Таблица 12 - Анализ движения рабочей силы ООО «Скат-Форвард»
Данные табл.12 показывают, что за период с 2007 по 2009 годы в численном составе ООО «Скат-Форвард» не произошло кардинальных изменений. Большое значение коэффициента оборота по приему получилось вследствие того, что в период с 2008 по 2009 годы происходила перерегистрация предприятия и в результате этого все работники были заново приняты на работу.
Коэффициент оборота по выбытию на протяжении всего анализируемого периода остается небольшим, в 2008 он увеличился на 132%, но к 2009 году вновь нормализовался и принял значение близкое к 2007 году.
Можно также отметить, что предприятия имеет практически постоянный состав кадров, который незначительно изменялся на протяжении анализируемого периода, о чем на протяжении всех трех лет свидетельствует низкое значение коэффициента текучести, равное 0,094, 0,129 и 0,097 соответственно.
Также при анализе коэффициента постоянства кадров можно сделать вывод о том, что на протяжении анализируемого периода в предприятия не происходило никаких изменений в численном составе, т.к. данный коэффициент принимает значение равное 0,906 в 2007 и 2009, и только в 2008 году отклонение от этого значения составило - 0,035.
Как известно, мерой эффективности труда является производительность труда. Для анализа производительности труда на предприятиях транспортно-экспедиторского обслуживания используются два показателя:
производительность труда, рассчитанная по объему работ на одного работника;
производительность труда, рассчитанная по доходам на одного работника производственного персонала.
Для выполнения анализа производительности труда работников ООО «Скат-Форвард» необходимо воспользоваться следующей формулой:
, (26)
где Д - доходы предприятия, руб.;
f - средняя доходная ставка за перегрузку 1 тонны груза, тн;
Q - количество перегруженного груза, тн;
- среднесписочная численность производственного персонала, чел.;
Используя последовательно-цепной метод анализа, выполняем факторный анализ и определяем влияние указанных факторов на изменение производительности труда в течении анализируемого период.
Определяем среднюю доходную ставку за перегрузку 1 тонны груза по следующей формуле:
, (27)
f = 7518404,21/493111 = 15,247 руб/чел (2007 год)
f = 11285255,33/591282 = 19,086 руб/чел (2008 год)
f = 15354838,81/1447800 = 10,606 руб/чел (2009 год)
Данные о динамике производительности труда персонала ООО «Скат-Форвард» представлены в табл.13
Таблица 13- Производительность труда производственного персонала ООО «Скат-Форвард»
На основе данных, представленных в табл.13 можно сделать вывод о том, что для определения влияния указанных факторов на производительность труда за анализируемый период необходимо провести факторный анализ:
Сначала узнаем степень влияния изменения перегружаемого количества груза, средней доходной ставки и среднесписочной численности производственного персонала по производительность труда за 2007 и 2008 годы:
руб/чел
руб/чел
руб/чел
руб/чел
руб/чел
руб/чел
руб/чел
руб/чел
Проверка правильности расчетов:
руб/чел
При анализе изменений произошедших за 2007 и 2008 годы, видно что к 2009 году производительность увеличилась на 129086,994 руб/чел, это произошло под воздействием трех факторов. Наибольшее влияние вызвало увеличение количества перегружаемого груза (производительность труда выросла на 103552,858 руб/чел., что составило 80,22% от общего роста). Изменение средней доходной ставки и среднесписочной численности производственного персонала оказали небольшое влияние и вызвали изменение производительности на 14157,91 руб/чел и 11376,226 руб/чел соответственно.
Далее проверим степень влияния изменения перегружаемого количества груза, средней доходной ставки и среднесписочной численности производственного персонала по производительность труда за 2008 и 2009 годы:
руб/чел
руб/чел
руб/чел
руб/чел
руб/чел
руб/чел
руб/чел
руб/чел
Проверка правильности расчетов:
р./чел
Из представленных расчетов видно, что в 2009 году наблюдается продолжение тенденции роста производительности труда. Однако на это увеличение повлиял только один из трех рассматриваемых факторов, а два других оказали отрицательное воздействие. По сравнению с 2008 годом производительность труда выросла на 115295,237 руб/чел и составила 479855,213 руб/чел. Как уже было сказано ранее единственным фактором, вызвавшим рост производительности, стало увеличение, более чем в два раза, количества перегружаемого груза сахара-сырца. В результате этого производительность труда возросла на 80%, что составило 293039,675 руб/т.
Среднесписочная численность производственного персонала и средняя доходная ставка за перегрузку 1 тонны груза вызвали падение значения производительности на 16000 руб/т и 161744,238 руб/т соответственно. Снижение средней доходной ставки вызвано изменением цен и пошлин на сахар-сырец как в порту Новороссийск, так и в портах стран экспортеров. К тому же увеличение численности производственного персонала, произошедшее из-за резкого увеличения объемов перегружаемого груза, также снизило значение производительности труда.
Исходя из результатов проведенного анализа трудовых ресурсов ООО «Скат-Форвард» сделать вывод о том, что производительность труда выросла за последние годы выросла в связи с увеличением объемов перегружаемого груза сахара-сырца, который достигается не ростом количества рабочего персонала, а улучшением качества работы.
Значение среднесписочной численности производственного персонала за анализируемый период практически не изменилось в результате чего возросли средства, выделяемые на оплату труда. В 2007, 2008 и 2009 годах расходы предприятия на оплату труда составили 4459,343 тыс.руб., 5557,777 тыс.руб. и 7147,153 тыс.руб. соответственно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ хозяйственной деятельности позволяет сделать вывод о том, что предприятия ООО «Скат-Форвард» имеет сложившийся штат работников с большим опытом, большинство из которых работают в предприятия уже довольно долго. Основную массу из них, более 60% составляет персонал транспортно-экспедиторского отдела, при этом административно-управленческий аппарат составляет около 17%. Большинство работников находятся в возрасте от 30-ти до 40-ка лет и 90,6% от общей численности имеет высшее образование, поэтому можно сделать вывод о качестве и относительной молодости персонала фирмы.
Проведенный анализа трудовых ресурсов предприятия показал, что в период с 2007-го по 2009-й год численный состав предприятия не претерпел никаких изменений, коэффициент текучести равен 0,094, 0,129 и 0,097 по 2007, 2008 и 2009 годам соответственно.
Также положительным моментом является рост производительности труда, выраженной в тыс. руб/чел, на протяжении всего анализируемого периода, темп роста по данному показателю составил 154,94% и 204,23% в 2008 и 2009 годах соответственно.
Следует также отметить постоянное увеличение фонда оплаты труда, при практически неизменной численности персонала, что в сою очередь говорит о росте заработной платы работников предприятия.
Анализ основных фондов показал, что ООО Скат-Форвард» имеет небольшие фонды необходимые для эффективного функционирования на рынке транспортно-экспедиторских услуг. Следует отметить постоянный рост стоимости основных фондов на протяжении всего анализируемого периода. По состоянию на конец 2009-го года их общая стоимость составила 1568803 руб. из которых 50,9% составляет транспорт поступивший на баланс только в 2009-м году, 2,91% - офисная мебель и 46,19% приходится на долю оргтехники.
Значения показателей эффективности использования основных фондов говорят о нерациональной стратегии их пополнения. Положительным моментом является низкое значение коэффициента износа и отсутствие списания средств о чем говорит нулевое значение коэффициента выбытия на протяжении всего анализируемого периода. Коэффициент масштабности пополнения равен 1,307 и 2,191 в 2008-м и 2009-м году. Значение этого показателя говорит о довольно больших темпах пополнения основных фондов. Довольно низкое значение коэффициента стабильности, а именно 0,433 и 0,323 за 2008 и 2009 годы, показывает, что темпы их пополнения слишком велики.
Рентабельность основных фондов ООО «Скат-Форвард» в 2007-м году составила 49,75%, а в 2008-м и 2009 приняла довольно большие значения равные 107% и 96,49% соответственно. Такой высокий уровень данного показателя обусловлен их небольшой стоимостью.
Себестоимость предоставляемых предприятием ООО «Скат-Форвард» транспортно-экспедиторских услуг в период с 2007-го по 2009-й год уменьшилась на 6,69 руб/т. Такое значительное сокращение, значение данного показателя уменьшилось на 39,09%, произошло ввиду большого роста объемов перегрузки, в 2007 году было отгружено 493111 тонн груза, а в 2009 - 1447810 тонн.
Также значительно увеличились расходы предприятия. За анализируемый период выросли материальные затраты темп роста составил 233,25%, расходы на оплату труда - 160,28%, амортизационные отчисления - 690,23%, внереализационные расходы - 433,64% и прочие расходы - 243,83%. В целом общая сумма расходов на конец 2009-го года составила 15090 тыс. руб., это составляет 178,83% по сравнению с 2007-м годом.
Проведенный в этом разделе анализ доходов на транспортно-экспедиторское обслуживание позволяет говорить об их стабильном увеличении на протяжении всего анализируемого периода, в 2008-м году темп роста составил 150,1% по сравнению с 2007-м, а в 2009-м - 135,9% по сравнению с 2008-м годом.
В целом за три года доходы предприятия выросли более чем в два раза. Однако следует отметить такой же высокий рост расходов на транспортно-экспедиторское обслуживание, в результате которого чистая прибыль от оказанных предприятием услуг была очень невелика, 53, 377 и 994 тыс.руб. за 2007 -2009 годы соответственно. Это, в свою очередь, объясняет низкий уровень рентабельности в анализируемом периоде.
Однако следует отметить, что темп роста доходов превышает темп роста расходов, в результате чего показатель рентабельности увеличивается, хоть и незначительно, на протяжении трех анализируемых лет.
Показатель рентабельности общества значительно меньше аналогичного показателя по основным средствам ввиду их небольшой суммарной стоимости по сравнению с уровнем доходов.
Предприятия ООО «Скат-Форвард» следует продолжать наращивать объемы перегружаемого груза, а также пересмотреть некоторые аспекты своей деятельности поскольку, несмотря на высокий рост доходов от оказания транспортно-экспедиционной деятельности, показатель прибыли остается небольшим. Возможно, следует расширить спектр оказываемых услуг.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Архипова О.А., Таран М.И. Бухгалтерский учет материально - производственных запасов. Практическое пособие.- М.: Экзамен, 2007. -
189 с.
Ефимова О.В. Оборотные активы предприятий и их анализ. Бухгалтерский учет - М.: ИНФРА-М , 2006. - 234 с.
Вершигора Е.Е. Менеджмент. Учебное пособие для учащихся специальных учебных заведений экономического профиля - М.: ИНФРА-М, 2008. -256с.
Захарьин В.Р. Учет материалов в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов - М.: ДИС, 2009. - 365 с.
Кабушкин Н.И. Основы менеджмента - М.: Учеб. Пособие,2007.-159с.
Кейлер В.А. Экономика предприятия - М.: ИНФРА-М, 2008.-132 с.
Керимов В.Э. Бухгалтерский учет на производственных предприятиях потребительской кооперации - М.: НТК «Дашков и К», 2007. - 235с.
Савицкая Г.В. Анализ эффективности деятельности предприятия. Методологические аспекты - М.: Новое знание, 2006. - 178с.
Сергеев И.В. Экономика предприятия - М: Финансы и статистика, 2006. - 275 с.
Лапусты М.Г. Словарь-справочник менеджера - М.: ИНФРА-М, 2007. - 155с.
Шевченко Н.С., Черных А. Ю., Тиньков С.А., Кузьбожев Э.Н. Управление затратами, оборотными средствами и производственными - М.: ИНФРА-М, 2009. - 155с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Динамика и структура расходов ООО «Скат-Форвард» 2007-2009 годы
Отчет по вашим требованиям на тему "Анализ финансового состояния предприятия ООО Скат-Форвард " можно заказать в компании «DiplomTime».